kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

Архивное научное изыскание

Или псевдонаучное :-))
Писать особо нечего, запощу, пожалуй, свою речь на защите диплома. Тема была несколько специфическая.
  
Тема моей дипломной работы – «Формат вещания негосударственной радиостанции: условия конкурентоспособности в местном эфире». Объектом исследования стал омский филиал радио «Сибирь», чей головной офис размещается в Томске.


В целом тему радио я изучаю со второго курса, подготовив и защитив такие курсовые работы, как «Тематическая передача на местном радио», «Новости на музыкальной радиостанции», «Конкурентоспособность радиостанции», «Ди-джей на музыкальном радио: критерии профессионализма». Поэтому мне показалось вполне естественным, обобщив свой предыдущий опыт, исследовать формат вещания отдельно взятой станции – определить насколько твёрдо она придерживается своей политики, принятой изначально и насколько успешно при этом работает.
Выбранная тема достаточно актуальна, поскольку по данным работы «Основы медиабизнеса» затраты времени людей на чтение газет снизились на 5,4 процента, телевизор зрители стали меньше смотреть на 8,4 процента, а вот время потраченное на прослушивание радио возросло на 7,9 процента. Соответственно, роль радио, как рекламного коммуникатора, остаётся стабильной, и есть реальные перспективы, что объём и эффективность радиорекламы будет возрастать. В самом деле, всё чаще точечная реклама с расчётом на определённую целевую аудиторию срабатывает лучше, чем масштабная кампания на телевидении. Особенно эффективна реклама на радио для местных рекламодателей. Чтобы в полной мере воспользоваться этим приятным фактом, любой станции нужно постараться занять достойное место на рынке. А для этого надо постоянно совершенствовать эфир, рекламную политику, искать нестандартные маркетинговые ходы. При неизменно высоком количестве слушателей, качество прослушивания радио меняется. Сейчас его называют "фоновым СМИ" и чаще всего слушают попутно. Поэтому, кстати, и выросла роль музыки. Она сразу действует на подсознание, привлекает и удерживает внимание. Отсюда и большое значение формата вещания в конкурентной борьбе. Ведь в основе его – музыка. В целом же он определяется не только стилистикой звучащей в эфире музыки, но и имиджем эфира, зависящим и от «музыкальной одежды» (джинглов, музыкальных заставок), манеры работы ди-джеев (ведущих музыкальных программ), и от формы подачи музыкального, новостного, развлекательного материала. Также актуальность исследования обусловлена остротой конкуренции на рынке омских радиостанций, и опыт успешной работы на данном рынке заслуживает пристального внимания и изучения.
Задачей исследования являлось выяснить критерии конкурентоспособности радиостанции и определить её условия с наибольшей вероятностью.
Радио «Сибирь» начало своё вещание в Омске в сентябре 2004-го года. Оно достаточно энергично вышло на рынок, сразу предлагая качественный продукт и отличаясь от уже существующих станций. Мне показалось интересным именно то, что в Омск пришла станция из другого города, однако не из Москвы или Петербурга.
В первой главе я сформулировал, что такое формат, дал характеристику его разновидностей и описал рынок омских радиостанций. Этот рынок развивается довольно динамично, как и в других крупных российских городах, ещё с 90-х годов. Сейчас на нём 15 станций. Выделяется «Сибирская медиа-группа», включающая в себя шесть станций («Европа плюс», «Авторадио», «Ретро-FM», «Рекорд», «Дорожное радио», «Маяк»). По две станции – у холдинга «Музыка и кино» («Сибирь» и «Дача») и ТРК «Антенна-7» («Эхо Москвы» и «Наше радио»), остальные частоты разбросаны по одной у разных собственников. Лидирующие позиции занимают московские сетевые станции.
Во второй главе была описана организации работы радио «Сибирь»: формат, музыкальная политика, соотношение отечественной и зарубежной музыки, программы и ведущие, характер и подача новостей. Формат станции – «Hot AC» (современная музыка для взрослых с большим количеством горячих хитов), с соотношением отечественной и зарубежной музыки 50 на 50 (чего нет практически ни у кого), с изрядным количеством небольших по хронометражу информационных программ (развлекательных и не очень). Здесь действительно преобладает ритмичная поп-музыка с большим количеством горячих хитов. Нет музыки старше 1970-х годов. Интересно то, что, несмотря на то, что это тоже сетевая радиостанция, у неё нет единого сигнала на другие города из Томска. Зато есть единый плэй-лист на каждый день, который каждый город проигрывает сам, со своими ди-джеями.

Как и полагается станции формата Нot AC , здесь есть информационные программы на разные темы: помимо новостей это и «Пресс-экспресс», автомобильная «Автономия», программах о загадках истории и природных аномалиях «Сибирские тайны», туристическая «Поехали», и другие. Естественно, хит-парад «Сибчарт» и программы по заявкам «Привет» и «Привет по факсу». А также выделю очень популярную игру «Стольник на бензин». Ещё раньше выходили программы «Спортивный уик-энд» и «Гол плюс пас», которых сейчас нет то ли из-за кризиса, то ли по другим причинам. Важный компонент программной политики – утреннее шоу. Раньше у омского филиала оно было и называлось «Бутерброд». Шоу было довольно интересным и незаурядным, как и полагается, с большим количеством интерактива для слушателей, имея много разных рубрик. Сейчас его просто некому вести – в конце прошлого года сменились практически все ведущие, а новых ещё нужно немного обучить. Так что в новом медийном сезоне шоу обязательно появится снова.

Музыкальных ведущих станции можно отнести по классификации в монографии Майкла Си Кейта «The Radiostation» к категории Medium – среднее между высшей и низшей категориями. Их нельзя назвать уж очень высокооплачиваемыми людьми, у них нет максимальной свободы самовыражения. Кроме простого объявления отзвучавшей или готовящихся к проигрыванию в эфире композиций и названия станции они чаще всего пытаются создать настроение. Сейчас они выходят в эфир три раза в час. Как говорит программный директор филиала Евгения Спасская, «К ведущим у нас требования жёсткие. Кому-то это дано, а кому-то – нет. Есть два этапа, первый – кнопки, мы как оператор эфира и ведущий в одном лице. Если удачно пройти кнопки, справиться с программой и всё в ней понимать, то второй этап – смысловая нагрузка. О чём ты будешь говорить в эфире. Так как в чужую голову залезть нельзя, люди пишут за эфиром связки. Если всё в порядке, идёт третий этап – совмещение кнопок и разговора».

Что касается новостей, то у радио «Сибирь» они рассчитаны на людей и молодых, и достаточно взрослых, и на мужчин, и на женщин в равной степени. Уделяется внимание и социальной сфере, и происшествиям, и спорту, и политике, и экономике, и городскому хозяйству, ну и в конце выпуска, как на многих других станциях идёт новость на какую-то «лёгкую» тему – кино, музыка, театр и так далее. Поскольку станция локальная, чаще всего выпуски начинаются с местной новости. Но из обычных четырёх новостей одна или две – чаще всего общероссийские. «Лёгкая» новость в основном берётся из-за рубежа.

У станции есть расчет на то, что аудитория при прослушивании новостей действительно интересуется серьёзными темами. Поэтому упора на развлечения в новостях явно нет.

В третьей главе описаны методы повышения конкурентоспособности станции, структура отдела продаж, мотивация и обучение его сотрудников, промоушн как составляющий элемент конкурентоспособности, эфирный и внеэфирный промоушн, промо-акции радио «Сибирь». Интересно, что в отделе продаж нет должности коммерческого директора и он подчиняется непосредственно исполнительному директору. В отделе работают 4 менеджера, которые одновременно продают рекламу и на радио «Дача». Тут есть и определённый момент мотивации - за одновременное выполнение плана продаж по радио «Сибирь» и радио «Дача» предусмотрен бонус. Кстати, сейчас станция ищет и новых менеджеров, требуя от претендентов опыта работы в сфере продаж не меньше одного года и знания омского рекламного рынка. Так что по этому критерию радио «Сибирь» - нечто среднее, оно не относится ни к грандам радиорынка, ни к его мелким игрокам, всё же требуя определённого опыта от новых сотрудников отдела продаж. Главным методом мотивации является традиционный принцип оплаты менеджерам помимо оклада процента с продаж. Сотрудники отдела время от времени проходят обучение эффективным продажам на различных тренингах и семинарах.

При внедрении на рынок станция активно занималась привлекающим внимание аудитории промоушеном, после чего и по настоящее время практикует конкурирующий и удерживающий типы промоушена. Для конкурирующего типа у станции вполне узнаваемый формат и качественные джинглы. На удерживающий тип, пожалуй, довольно успешно работают внеэфирные промо-акции станции, которые одновременно направлены и на приобретение новых слушателей.

В проведении промо-акций станция проявляет неплохую изобретательность. Это, например, и участие вкупе с информационным спонсорством Недель моды в местной «Меге», и акции «Радиосибирская масленица» и «Радио «Сибирь» соединяет сердца» (к дню святого Валентина), и «Кубок чемпионов КВН», и многие другие.

В итоге в ходе исследования я выяснил, что, придерживаясь выбранной форматной политики и грамотно осуществляя эфирный и внеэфирный промоушн, станция добилась неплохих результатов и на пике популярности доходила до третьего – четвёртого мест в рейтинге, а сейчас уверенно занимает шестое – седьмое места. И что устойчивое положение в эфире и на радиорынке станции «Сибирь» вполне закономерно.

Надеюсь, что моя работа может оказаться интересной для сотрудников и самого радио «Сибирь», и других омских станций – в последнем случае, чтобы получить опыт успешной работы на рынке. 



Tags: Екатеринбург, КВН, Омск
Subscribe

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments