kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

  • Music:

Омский умелец, левша и вообще талантищщще

Ещё один архивный материал из серии "Встреча с интересным человеком". :-)) Про Коненко в Омске не писал только ленивый, вот в 2008 году и до меня дошло такое задание, хотя сам я такую идею не предлагал - считал, что уже банально. Ну надо - так надо, договорились о встрече, обстоятельно побеседовали и я написал всё в виде интервью.  
Коненко


Без вдохновения - никуда
Анатолий Коненко – человек редкой профессии. Он художник-микроминиатюрист. Практически все в Омске что-то слышали о его миниатюрных книгах и миниаютюрах, а кто-то и видел на выставках (кстати, как раз сейчас продолжает работу его выставка в музее имени Врубеля). О нюансах своей профессии он рассказал нам.
- Были ли у вас предшественники в Омске?
- Нет.
- А как вы начали заниматься микроминиатюрой? Что привлекло?
- Начал очень плавно, постепенно, ещё лет 25 – 30 назад. Сначала всё было в виде хобби. Пока не стало профессией, начались выставки и так далее. Привлекло необычностью, потому что как направления микроискусства нет вообще как вида искусства. А так как я люблю изобретать, то я решил, что здесь для меня хорошее поле деятельности.
- Где вы берёте темы для новых работ?





- Часть из головы, часть бывает из книги отзывов. Бывают там пожелания и удачные, интересные. Бывает, материал подсказывает. Я же постоянно изучаю материалы, изобретаю какие-то новые инструменты. Бывает, придумаю инструмент – и он подсказывает, что им можно сделать новое, что ещё никогда не делал. Или цепляет за собой что-то новое новый материал.
Skripka Коненко
- Бывает ли, что вы гонитесь за актуальностью? Я помню, что-то вы делали к каким-то датам, по какому-то поводу…
- Бывает, почему же. Например, какие-то конкретные праздники – Новый год. Кто-то хочет что-то к определённому событию – и появляется интересная миниатюрка, тематическая или ещё какая-то. Связанная, например, с годом восточного календаря. Или ещё с чем-то. Можно спланировать к какой-то дате и сделать уже в зависимости от сложности работы. Что-то сложное можно делать и месяц, и два, и три. А бывают такие, что делаются буквально за один вечер.
- Сколько примерно всего у вас работ?
- Примерно несколько тысяч. Включая и миниатюрные книги. Материалом миниатюры могут быть косточки различных деревьев или семена – от макового зёрнышка, рисового, срезы яблочной косточки, груши, винограда и до косточки абрикоса, черешни, вишни, сливы, скорлупы кокосового ореха. Эти природные материалы прочные, плотные в отличие от дерева, которое рыхлое под микроскопом. А дальше уже металлы – золото, серебро, кость, кость мамонта итак далее.
- А какие книги делаете?
- В основном это классика. Именно потому, что если издавать книгу, то её же нужно кому-то продать. А коллекционеры любят кого-то конкретно – кто Пушкина, кто Лермонтова, кто Тургенева, кто Ахматову. А если издавать Петрова, которого мало кто знает, то мало и вероятности, что кто-то его купит. С миниатюрами по-другому. Я не обязательно делаю для покупателя, могу делать для музея или для души. Так что какая тема будет у очередной миниатюры – уже как на душу легло. И материал может быть самым разным – начиная от вышивки и кончая живописью.
До всех технологий, как работать, я всё время доходил сам. Это нигде не описано, не рассказано. Годы проб, попыток, ошибок для того чтобы оп – вот так взял и что-то открыл, чтобы потом применять. Испытываешь материал, инструменты, краски в разных температурах, кислотность – буквально всё.
Например, стоит задача – сделать микроножичек или скальпель, чтобы что-то очень мелкое отрезать. И вот думаешь – из какой стали сделать, чем заточит, под каким углом. При том, что у меня же нет лаборатории, где я бы цифры дал и мне бы изготовили. Я должен в домашних условиях сделать то, чего никто не делал и даже на заводе не могут сделать.
- То есть у вас есть и точильный камень…
- И очень мелкие наждаки, и очень много нужно думать, чтобы всё было одновременно просто и этим можно было добиваться прекрасных результатов. Я изготавливал однажды дома инструменты для микрохирургии глаза и получилось такого уровня, что на заводе не знают, как сделать.
- Что же вам интереснее делать – для музея или на продажу?
- Надо делать всё сразу. Быть однобоким нехорошо. Сейчас у меня одновременно 15 –17 работ на разных этапах. Выставляешься и выставляешься, но параллельно нужно делать какие-то сувенирные вещи, кому-то подарок. Чтобы не было такого: «Можешь вот это сделать?» – «Нет, не могу». Надо уметь и даже если не умеешь, пытаться научиться. По крайней мере, хочется так. Если какая-то подобная задача стоит, я обязательно добьюсь и её выполню. То есть всё, что связано с микромиром, я должен пройти и всему научиться.
Кутилов-2
- А насколько сложно этому научиться и научить?
- Это от человека зависит. Если есть желание – может, его и почти учить не надо. Только направление дай – и он сам начнёт, если он человек творческий, внутри у него это есть. Сам пойдёт и сам будет всего добиваться. А если нет – ну можно научить самым простым вещам, но далеко не продвинется, дальше опять его надо учить. И так постоянно. Нужен талант художника, нужно что-то придумывать самому. Тогда толк из тебя будет. Поэтому единицы работают. Надо, чтобы очень многое совместилось в одном человеке. Например, чтобы создать книгу, нужно совместить в себе художника, дизайнера, переплётчика, редактора. Обычно всё это делают разные люди. А я при создании миниатюрной книги делаю всё.
- Как вы опишете технологию – с чего нужно начинать, умея всё, что умеете вы?
- Если взять живопись, то нужно подготовить кость. Выпилить пластиночку, отполировать её, подготовить основание. Подготовить или сделать кисть. Подготовить краски, основу кости, чтобы она впитывала краску. А дальше уже начинаешь рисовать как художник. Под микроскопом. Всё. Можно покрывать лаком то, что получилось, лаком, или не покрывать. Со временем я смотрю, как себя ведёт та или эта кость. Мне же это надо для научной работы, чтобы это использовать самому или кому-то объяснять.
- Вы помните, как хобби стало работой?
- Да, это очень просто. Году в 1991-м. Когда ходил на работу, а потом уволился с неё и вот уже хобби превратилось в профессию. Когда уже не совмещаешь две работы, весь день делаешь миниатюры – и тебе же на это и жить надо. А я был преподавателем.
- Местные коллекционеры – что это за люди?
- В Омске настоящих коллекционеров нет. Есть, например, коллекционеры миниатюрных книг, но у них нет полной коллекции. Всех книг, что я издал. Иначе она обрывочная. Человеку, допустим, подарили одну мою книгу, вторую, третью. У него есть какое-то количество – и ему этого хватает. В Москве же, Питере, других городах есть люди, которые обязательно каждую книгу покупают.
- Как о вас узнали в других городах?
- За 30-то лет информация разошлась. Есть клубы любителей миниатюрных книг. Они довольно активно обмениваются информацией, адресами. Так что коллекционеры все друг друга знают. Как и мастеров.
В этом году в Омске тоже откроется клуб любителей миниатюрной книги. Там будут все желающие. Я думаю, что в основе это будут студенты полиграфического факультета ОмГТУ, дизайнеры книг. Будут ли они коллекционерами – вопрос другой. Главное, что я или ещё кто-то будет там рассказывать, как делаются книги, какая их ценность и так далее. Это всё очень интересно. И они же будут издавать. Кроме того, чему их учат в вузе, они уже что-то будут делать профессионально.
Вообще Омск сейчас уже стал столицей микроискусства. Потому что в Сибири оно никогда не было так развито, как сейчас. А сейчас уже все знают, что Омск – это там, где миниатюры делают. Как хохлома или гжель. За границей тоже знают, но в России – тем более. Все остальные уже позже начали работать, потихоньку всё зарождается на Урале или в Новосибирске. Правда, нельзя сказать, что тут кто-то кого-то может догнать. Бывает такая идея, что ей загораешься. Думаешь «Вот это да, как я не додумался». Сейчас, например, пытаюсь делать какие-нибудь движущиеся микровещи. Не стабильные, а чтобы можно было передвигать, листать. Например, книжка меньше миллиметра – как её листать? Нужен механизм, который листает. Как это сделать? Вот я сейчас над этим думаю.
- Какой автор для издания самый сложный?
- Такого не бывает. Может быть сложным подход, в зависимости от того, каким будет переплёт – из кожи, камня, с резьбой по кости. А дальше уже какая разница – какой автор. Есть книги, где формы я сам делаю – рисую на металлической пластинке, с которой всё равно потом печатают. Это и сложнее, и дороже.
- В вашей работе нужно вдохновение?
- Конечно, без него бесполезно. Нужен внутренний порыв, желание. Я сам себя заставляю, провоцирую, и оно появляется.

("Город 55", 2008 год) 

Tags: Новосибирск, Омск, Пушкин
Subscribe

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments