kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

Categories:

«Кованая рать»: не путать с толкиенистами!

Архивное

Уже долгое время (хотя официально как общественная организация только с августа 2006 года) в Омске существует военно-исторический клуб "Кованая рать", одно название которого говорит само за себя - его участники по-настоящему вживаются в роли средневековых воинов и рыцарей, изготавливая доспехи, оружие, тренируясь в фехтовании и устраивая поединки, максимально приближенные к боевым условиям. При этом "ратники" не имеют никакого отношения к толкиенистам и ролевикам вообще. Вице-президент клуба Антон Панькин высказывается по этому вопросу так:

- Во многих сибирских городах военно-исторические клубы, подобные нам, вышли из ролевой среды. Лично мне всегда хочется говорить, что мы среди них исключение. Хотя и у нас люди, так или иначе связанные с ролевой тусовкой, есть. Даже президент клуба Василий Минин среди толкиенистов человек известный и даже легендарный. Но как он сам говорит, ему просто надоело быть "активной частицей инертной массы". Другие тоже переросли Полигон как таковой. Очень часто возникают на
этой почве дебаты с журналистами, с единомышленниками из других городов. Журналистов я всегда прошу не путать.
Мы - военно-исторический клуб, ничего общего с ролевыми играми не имеем,потому что сами их не устраиваем. На
ролевые игры в чистом виде мы не ездим, некоторое исключение только одно - историко-ролевая игра "Макарена" (это условное название, в честь её мастера Макара), там участвуют исключительно исторические личности.

- В чём тогда она
ролевая?

С другой стороны, есть такая вещь, как реплика. Когда форма предмета делается сообразно нужному размеру. Это не точная копия находки из земли, но внешне и технологически оно похоже. Существует понятие стилизации. Бывают вольная, которая для нас недопустимо, и строгая стилизации. Сейчас очень популярен термин "историческая реконструкция", но мы хотим быть честными и говорим не о реконструкции, а о достоверном воссоздании образа воина какой-то эпохи или периода.
Клуб занимается как раз строгой стилизацией. Это значит сохранение геометрических форм
воссоздаваемого предмета, отказ от использования современных сплавов и методов технологической обработки, за исключением электродуговой сварки шлемов - сделать шлемы на клуб из 40 человек одним достаточно трудоёмким методом кузнечной сварки было бы очень дорого. Серьёзность даже в том, что вручную шьётся обувь и нижнее бельё. Не чурается клуб и адаптации. Например, когда у шлема в оригинале прорези для глаз очень маленькие, а заказчик просит кузнеца (в данном случае это сам президент Василий Минин) сделать их чуть шире для большего удобства. Так же и с прорезями для дыхания - поскольку "ратники" не практикуют конные бои с копьями, то и делать прорези только на той стороне, где сила от удара копьём меньше (в реальности так защищались от попадания в лицо щепок от разбивающегося древка), необходимости нет. А удобнее, конечно, когда отверстия для дыхания с двух сторон.

- Вот это интересно. Наши турниры в Омске делаются как раз очень обстоятельно. Вот
где у каждого участника своя роль, определённое место. К реальности приближены и атрибутика, и люди. А что в ролевой тусовке? Ну деревянные или пластиковые мечи, какая-то наскоро пошитая одежда. Уровень не то что любительский, а вообще никакой. Я бы был очень рад, если бы в Омске были грамотные вдумчивые ролевики, хорошая
команда мастеров, которые бы делали качественное снаряжение, проводили продуманные игры с правилами, исполняемые всеми. И я бы даже вышел каким-нибудь роханцем, даже коня бы привёл. На деле же ничего этого нет. Словом, между клубом и ролевиками принципиальная разница. Для нас материальный аспект очень важен, в доспехах без хорошей защиты бой невозможен. А для ролевиков - нет. Важнее в свободном полете сознания под хорошим градусом пуститься впляс вокруг костра, хотя по идее ты изображаешь рыцаря. Даже "Макарена" - в общем-то то же самое. Пьянка, абсолютно неинтересный и неуместный лёгкоконтактный бой, ничего хорошего. Каждый год после неё зарекаемся ездить, но потом решаемся снова только потому, что в это время (в
мае) больше ничего интересного не происходит, а поиграть хочется. Получается, в чём-то мы даже большие ролевики, чем тусовка в Парке Победы.
- И эстетику и сюжеты фэнтези вы тоже не культивируете?
- Нет, абсолютно. В клубе много людей, которые читают эту литературу и могут считаться знатоками, но с нашей деятельностью это никак не
смешивают.
Всё снаряжение и оружие "ратники" изготавливают по материалам исторических источников
- литературы с описаниями, миниатюр, археологических данных. Кстати, археологические находки - это основа для работы. Изучив их описания, умеющий кузнец, занимающийся исторической
реконструкцией на профессиональном уровне, вполне может и сам сделать чертежи хотя бы и методом проб и ошибок.
- С одной стороны, существует археологическая реконструкция, когда предмет воссоздаётся полностью сообразно технологическому аспекту, материаловедению и внешнему облику. Для меня лично это значит даже не просто сталь, а уж если ты полностью претендуешь на реконструкцию - а мы почти что на неё не претендуем - то надо найти руду, добыть, обогатить, переплавить и изготовить изделие. Тогда, например, и двучастный шлем изготавливается не электродуговой сваркой, а закладывается шуф и делается настоящая кузнечная сварка. Реконструировать что-то из ткани проще. Можно ткань по-настоящему выкрасить - мы практикуем ручную окраску
анилиновыми или натуральными красителями.
"Орден", "Хоругвь", готика и Ермак
Основных направлений в клубе два.
Первое – «Орден Святого Георгия» под руководством магистра сэра Джона
Железного кулака (Евгений Пусев). Орден существует около четырёх лет и специализируется на образах воинов из Центральной и Северной Европы (Англии, Германии, Скандинавии)
XII
- XIII веков. Там собраны бойцы, которые готовятся и проводят бои один на один.
Второе направление - "Хоругвь архангела Михаила", которым руководит собственно Антон Панькин. Здесь изучают военную историю и воссоздают образы ратников конца
XIV
- начала XV веков Северо-западной Руси (Новгород,Псков, Смоленск, Витебск и т.д.). Такая
география интересна тем, что земли входили в состав Великого литовского княжества и являются ещё большим котлом, чем остальная Европа, в смысле смешения оружейных стилей - западных и восточных. Что, например, вполне допускает у одного воина бахтерец - кольчато-пластинчатый доспех иранского происхождения для туловища - и набедренники из кожи вообще без металла. На кожаные доспехи у "Рати" вообще особые планы - сделать их побольше
для своей молодёжи. Это и дешевле, и проще в изготовлении. "Хоругвь" больше практикует бои стенками - от трёх на три до двадцати на двадцать. Большее взаимодействие начинается с соотношения "4 на 4", а настоящая тактика, интерес и зрелищность - с 10 бойцов в каждой стенке. Тогда можно использовать различные построения, выделить резерв и т.д. Ещё два направления – относительно новые. Одно посвящено Англии
XV-XVI в., где были готические полностью латные доспехи, защита рук и ног. Сейчас оно представлено двумя участниками, которые уже изготовили своё облачение, и у третьего процесс изготовления выполнен наполовину. Наконец есть проект "Дружина Ермака" к 300-летию города. Здесь уже будет претензия на реконструкцию доспехов воинов покорителя Сибири, строительство казачьего струга и настоящее плавание. Будут совершаться пробные навигации, чтобы в итоге пройти путь Ермака полностью или по крайней мере в одну сторону. Здесь "ратники" рассчитывают и на некоторую помощь омского отделения РОСТО (ДОСААФ), куда входят в статусе структурного подразделения.
Если обратиться к истории, то семь лет назад основатели клуба сначала занимались Скандинавией раннего средневековья, обращались к истории степных кочевников. Далее уже появился "Орден", внутри которого формировалась структура клуба. Арендовали зал для тренировок, трудно было с изготовлением доспехов и оружия.
Прорывом можно считать 2007 год. Стали лучше условия, появились мастерская, база в РОСТО, где три раза в неделю "ратники" тренируются, проводятся мастер-классы, группы новичков организованно обучают ремеслу изготовления. Новых членов закрепляют в конкретном "копье" конкретного рыцаря в европейском направлении или десятке под руководством соответственно десятника в русском. Обделённым вниманием или нужным советом не остаётся никто.
Бойцы клуба достаточно успешно выступают на различных турнирах. Например, в в Томске на турнире по историческому фехтованию "Рубеж" они побеждали в номинациях "щит - меч" (Евгений Барынькин) и "меч - меч" (Евгений Пусев). В боях же стенка на стенку "Рать" у других городов выигрывает всегда. Как говорят "ратники", никто удар не держит. По крайней мере, в Сибири, поскольку за её пределы большой группой пока не выезжали, бывало лишь так, что куда-то
отправлялись по одному-два человека. Не встречались, например, с сильными
бойцами из Хабаровска и Владивостока, про которых уже ходят прямо-таки легенды.
Цифра

15 000 рублей - столько в среднем
стоит изготовить стандартное вооружение
без особых изысков для пехотного воина
вне зависимости от его географической
принадлежности. С изысками и особыми
пожеланиями можно "улететь" и за
30, 40 и 50 тысяч.

"Новое обозрение", 2007 год.
О более поздних движухах этого клуба, который потом разделился - тут: 
http://kirill2490.livejournal.com/11776.html 

Tags: Омск
Subscribe

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments