kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

Categories:

«Кованая рать»: не путать с толкиенистами!

Архивное

Уже долгое время (хотя официально как общественная организация только с августа 2006 года) в Омске существует военно-исторический клуб "Кованая рать", одно название которого говорит само за себя - его участники по-настоящему вживаются в роли средневековых воинов и рыцарей, изготавливая доспехи, оружие, тренируясь в фехтовании и устраивая поединки, максимально приближенные к боевым условиям. При этом "ратники" не имеют никакого отношения к толкиенистам и ролевикам вообще. Вице-президент клуба Антон Панькин высказывается по этому вопросу так:

- Во многих сибирских городах военно-исторические клубы, подобные нам, вышли из ролевой среды. Лично мне всегда хочется говорить, что мы среди них исключение. Хотя и у нас люди, так или иначе связанные с ролевой тусовкой, есть. Даже президент клуба Василий Минин среди толкиенистов человек известный и даже легендарный. Но как он сам говорит, ему просто надоело быть "активной частицей инертной массы". Другие тоже переросли Полигон как таковой. Очень часто возникают на
этой почве дебаты с журналистами, с единомышленниками из других городов. Журналистов я всегда прошу не путать.
Мы - военно-исторический клуб, ничего общего с ролевыми играми не имеем,потому что сами их не устраиваем. На
ролевые игры в чистом виде мы не ездим, некоторое исключение только одно - историко-ролевая игра "Макарена" (это условное название, в честь её мастера Макара), там участвуют исключительно исторические личности.

- В чём тогда она
ролевая?

С другой стороны, есть такая вещь, как реплика. Когда форма предмета делается сообразно нужному размеру. Это не точная копия находки из земли, но внешне и технологически оно похоже. Существует понятие стилизации. Бывают вольная, которая для нас недопустимо, и строгая стилизации. Сейчас очень популярен термин "историческая реконструкция", но мы хотим быть честными и говорим не о реконструкции, а о достоверном воссоздании образа воина какой-то эпохи или периода.
Клуб занимается как раз строгой стилизацией. Это значит сохранение геометрических форм
воссоздаваемого предмета, отказ от использования современных сплавов и методов технологической обработки, за исключением электродуговой сварки шлемов - сделать шлемы на клуб из 40 человек одним достаточно трудоёмким методом кузнечной сварки было бы очень дорого. Серьёзность даже в том, что вручную шьётся обувь и нижнее бельё. Не чурается клуб и адаптации. Например, когда у шлема в оригинале прорези для глаз очень маленькие, а заказчик просит кузнеца (в данном случае это сам президент Василий Минин) сделать их чуть шире для большего удобства. Так же и с прорезями для дыхания - поскольку "ратники" не практикуют конные бои с копьями, то и делать прорези только на той стороне, где сила от удара копьём меньше (в реальности так защищались от попадания в лицо щепок от разбивающегося древка), необходимости нет. А удобнее, конечно, когда отверстия для дыхания с двух сторон.

- Вот это интересно. Наши турниры в Омске делаются как раз очень обстоятельно. Вот
где у каждого участника своя роль, определённое место. К реальности приближены и атрибутика, и люди. А что в ролевой тусовке? Ну деревянные или пластиковые мечи, какая-то наскоро пошитая одежда. Уровень не то что любительский, а вообще никакой. Я бы был очень рад, если бы в Омске были грамотные вдумчивые ролевики, хорошая
команда мастеров, которые бы делали качественное снаряжение, проводили продуманные игры с правилами, исполняемые всеми. И я бы даже вышел каким-нибудь роханцем, даже коня бы привёл. На деле же ничего этого нет. Словом, между клубом и ролевиками принципиальная разница. Для нас материальный аспект очень важен, в доспехах без хорошей защиты бой невозможен. А для ролевиков - нет. Важнее в свободном полете сознания под хорошим градусом пуститься впляс вокруг костра, хотя по идее ты изображаешь рыцаря. Даже "Макарена" - в общем-то то же самое. Пьянка, абсолютно неинтересный и неуместный лёгкоконтактный бой, ничего хорошего. Каждый год после неё зарекаемся ездить, но потом решаемся снова только потому, что в это время (в
мае) больше ничего интересного не происходит, а поиграть хочется. Получается, в чём-то мы даже большие ролевики, чем тусовка в Парке Победы.
- И эстетику и сюжеты фэнтези вы тоже не культивируете?
- Нет, абсолютно. В клубе много людей, которые читают эту литературу и могут считаться знатоками, но с нашей деятельностью это никак не
смешивают.
Всё снаряжение и оружие "ратники" изготавливают по материалам исторических источников
- литературы с описаниями, миниатюр, археологических данных. Кстати, археологические находки - это основа для работы. Изучив их описания, умеющий кузнец, занимающийся исторической
реконструкцией на профессиональном уровне, вполне может и сам сделать чертежи хотя бы и методом проб и ошибок.
- С одной стороны, существует археологическая реконструкция, когда предмет воссоздаётся полностью сообразно технологическому аспекту, материаловедению и внешнему облику. Для меня лично это значит даже не просто сталь, а уж если ты полностью претендуешь на реконструкцию - а мы почти что на неё не претендуем - то надо найти руду, добыть, обогатить, переплавить и изготовить изделие. Тогда, например, и двучастный шлем изготавливается не электродуговой сваркой, а закладывается шуф и делается настоящая кузнечная сварка. Реконструировать что-то из ткани проще. Можно ткань по-настоящему выкрасить - мы практикуем ручную окраску
анилиновыми или натуральными красителями.
"Орден", "Хоругвь", готика и Ермак
Основных направлений в клубе два.
Первое – «Орден Святого Георгия» под руководством магистра сэра Джона
Железного кулака (Евгений Пусев). Орден существует около четырёх лет и специализируется на образах воинов из Центральной и Северной Европы (Англии, Германии, Скандинавии)
XII
- XIII веков. Там собраны бойцы, которые готовятся и проводят бои один на один.
Второе направление - "Хоругвь архангела Михаила", которым руководит собственно Антон Панькин. Здесь изучают военную историю и воссоздают образы ратников конца
XIV
- начала XV веков Северо-западной Руси (Новгород,Псков, Смоленск, Витебск и т.д.). Такая
география интересна тем, что земли входили в состав Великого литовского княжества и являются ещё большим котлом, чем остальная Европа, в смысле смешения оружейных стилей - западных и восточных. Что, например, вполне допускает у одного воина бахтерец - кольчато-пластинчатый доспех иранского происхождения для туловища - и набедренники из кожи вообще без металла. На кожаные доспехи у "Рати" вообще особые планы - сделать их побольше
для своей молодёжи. Это и дешевле, и проще в изготовлении. "Хоругвь" больше практикует бои стенками - от трёх на три до двадцати на двадцать. Большее взаимодействие начинается с соотношения "4 на 4", а настоящая тактика, интерес и зрелищность - с 10 бойцов в каждой стенке. Тогда можно использовать различные построения, выделить резерв и т.д. Ещё два направления – относительно новые. Одно посвящено Англии
XV-XVI в., где были готические полностью латные доспехи, защита рук и ног. Сейчас оно представлено двумя участниками, которые уже изготовили своё облачение, и у третьего процесс изготовления выполнен наполовину. Наконец есть проект "Дружина Ермака" к 300-летию города. Здесь уже будет претензия на реконструкцию доспехов воинов покорителя Сибири, строительство казачьего струга и настоящее плавание. Будут совершаться пробные навигации, чтобы в итоге пройти путь Ермака полностью или по крайней мере в одну сторону. Здесь "ратники" рассчитывают и на некоторую помощь омского отделения РОСТО (ДОСААФ), куда входят в статусе структурного подразделения.
Если обратиться к истории, то семь лет назад основатели клуба сначала занимались Скандинавией раннего средневековья, обращались к истории степных кочевников. Далее уже появился "Орден", внутри которого формировалась структура клуба. Арендовали зал для тренировок, трудно было с изготовлением доспехов и оружия.
Прорывом можно считать 2007 год. Стали лучше условия, появились мастерская, база в РОСТО, где три раза в неделю "ратники" тренируются, проводятся мастер-классы, группы новичков организованно обучают ремеслу изготовления. Новых членов закрепляют в конкретном "копье" конкретного рыцаря в европейском направлении или десятке под руководством соответственно десятника в русском. Обделённым вниманием или нужным советом не остаётся никто.
Бойцы клуба достаточно успешно выступают на различных турнирах. Например, в в Томске на турнире по историческому фехтованию "Рубеж" они побеждали в номинациях "щит - меч" (Евгений Барынькин) и "меч - меч" (Евгений Пусев). В боях же стенка на стенку "Рать" у других городов выигрывает всегда. Как говорят "ратники", никто удар не держит. По крайней мере, в Сибири, поскольку за её пределы большой группой пока не выезжали, бывало лишь так, что куда-то
отправлялись по одному-два человека. Не встречались, например, с сильными
бойцами из Хабаровска и Владивостока, про которых уже ходят прямо-таки легенды.
Цифра

15 000 рублей - столько в среднем
стоит изготовить стандартное вооружение
без особых изысков для пехотного воина
вне зависимости от его географической
принадлежности. С изысками и особыми
пожеланиями можно "улететь" и за
30, 40 и 50 тысяч.

"Новое обозрение", 2007 год.
О более поздних движухах этого клуба, который потом разделился - тут: 
http://kirill2490.livejournal.com/11776.html 

Tags: Омск
Subscribe

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments