kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

Архивное о театре


Вагонные споры – последнее дело…

Премьера. Омский академический театр драмы. Камерная сцена имени Татьяны Ожиговой. Елена Ерпылёва "До последнего мужчины". Режиссёр - Анна Бабанова. Художник - Олег Головко. Художник по костюмам - Светлана Матвеева. Композитор - Марина Шмотова. В ролях: Александр Гончарук, заслуженный артист России Михаил Окунев, Владимир Майзингер, Николай Михалевский, Анна Ходюн, Лариса Свиркова, заслуженная артистка России Елизавета Романенко, Юлия Пелевина, Любовь Трандина, Татьяна Прокопьева, Марина Кройтор.

Пьеса стала лауреатом Лаборатории современной драматургии Сибири, Урала и Дальнего Востока в 2006 году. Постановка примечательна и тем, что получила грант областного министерства культуры. Режиссёр Анна Бабанова уже ставила в театре драмы также на камерной сцене спектакль "Сердешные мечтанья Авдотьи Максимовны" по пьесе Островского. Среди некоторых зрителей существует стереотип, что какой бы спектакль здесь, на малой сцене, ни ставили, ничего хорошего не получается. Готов поспорить - конечно, пьесу Ерпылёвой, ещё будут, образно говоря, доводить до ума, можно будет увидеть в главной роли Гришани не только Александра Гончарука, но и играющего с ним в дубле Михаила Окунева (ещё один дубль - Майзингер и Михалевский в роли Вована). Но уже сейчас можно сказать, что спектакль получился достаточно интересным и глубоким.



Во-первых, здесь достаточно причудливая структура сюжета. В историю из современной жизни вплетена таёжная легенда или сказка хантов (манси?), которую в детстве главный герой увидел в театре. Собственно, и название пьесы оттуда же. Во-вторых, соответственно довольно оригинальны сценография и пространство спектакля. Есть реальный мир, где действие происходит ночью в секции с четырьмя (!) полками плацкартного железнодорожного вагона поезда "Барнаул - Москва". И у верхней из четырёх, куда забирается спать по ходу пьесы Гришаня, есть своя большая смысловая нагрузка. А есть мир сказки, где за стеклом, как будто в аквариуме играют куклы - охотник, ветер, дочь бога и другие.

"До последнего мужчины" - вещь далеко не развлекательная. Хотя комичные эпизоды здесь есть. Одновременно очень комичен и трагичен образ Танюхи (Татьяна Прокопьева), входящей в вагон на очередной станции. Трогает и смешит то, как Гришаня пытается за ней ухаживать ("Вован, сходи и купи мадам кофе "4 в 1"!), воображая под шляпой с вуалью некую красавицу-небожительницу. Конечно, чтобы полностью оценить спектакль по достоинству, нужно постараться уловить философию, которая проскальзывает в разговоре Гришани и Вована за бутылкой водки (или даже не одной бутылки). Хотя бы частично. Чего только они не обсуждают... И как Луна может сесть на Землю, и идеал женщины, и женское коварство, и каково это - "жить до последнего мужчины".

Зачем драматургу нужно было смешивать философские темы с жизнью простых людей, их, чувствами, изменами, пьяными выходками или застольными беседами? Мне кажется, это игра на контрастах. Тут очевидно стремление Ерпылёвой показать, что поднятые ей проблемы человеческих отношений и амбиций присутствуют в жизни каждого - аристократа и крестьянина, бывшего заключённого и проводницы поезда. Здесь каждый несчастлив по-своему, а счастливых нет вовсе. Зато алчут счастья все. Увидев довольно трагичный финал, зрители уходят отсюда со смешанными чувствами. В том числе в глубокой задумчивости и лёгкой грусти.



"Третья столица" сентябрь 2007 года. 

Tags: рецензия, театр
Subscribe

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments