kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

Остап Бендер вернулся на омскую сцену

Здесь я не вставляю выходные данные спектакля, как обычно, сделав попроще.
В Омском музыкальном театре прошла премьера мюзикла-буфф «Золотой теленок», постановщиком которого стал лауреат премии «Золотая маска» режиссер из Санкт-Петербурга Гали Абайдулов.
Ранее — еще в 80-е годы - в Омском музыкальном это произведение на музыку Тихона Хренникова уже шло, но как комическая опера. Нынешний же его формат — мюзикл-буфф - предполагает более мощную драматургию и даже склонность к некоторому трагизму. Особенно это проявляется в заключительном монологе Остапа Бендера (в дубле его играют Михаил Дергилёв и Джени Окропиридзе), где герой горестно размышляет о том, что столь красивая и напряжённая охота за миллионом так и не принесла ему счастья. Это в общем-то даже серьёзная мораль — что большие деньги не обязательно делают человека счастливым.

Создателям либретто оперы изначально пришлось сокращать некоторые сцены и диалоги, чтобы не растягивать её слишком надолго. Некоторые крылатые фразы произносятся в тех сценах, где их не было, хотя и там оказываются в целом к месту. Из других вольностей можно назвать вещи сюжетные — Паниковский умирает после возвращения Остапа в Черноморск, на протяжении действия Бендера преследует с компанией нэпманов персонаж из «12 стульев» - мадам Грицацуева (дубль Ирины Трусовой и Валентины Шершнёвой), до румынской границы великий комбинатор так и не добирается. Или взять сцену, когда Бендер раскрывает перед подпольным миллионером все карты, предлагая купить знаменитую папку с «делом». Здесь Остап является не один, а со всеми тремя сообщниками, а те несут странные красные четырёхгранники и потом используют их как винтовки или дубинки. Возникает явная аналогия с каким-нибудь раскулачиванием.
Оригинальные и масштабные декорации, разработанные художником-постановщиком Кирилл Пискунов, по назначению универсальны. Развернув их одной или другой стороной, создатели делают из них и квартиру Корейко, и контору «Рога и копыта», и Турксиб, и остальные места действия. В целом режиссёр отталкивался в сценографии и сценическом движении от идеи российского плаката, созданной в 20-е годы. В этом ключе — и, например, огромные плакаты, вывешиваемые на заднике, посвящённые трудовому энтузиазму, авиации, спорту и физкультуре. Получилось весьма стильно.
Гали Абайдулов столкнул в постановке две идеи, два стремления - страны с одной стороны и обаятельных авантюристов с другой — индустриализации и коммунистического будущего и охоты за деньгами. Такая игра на контрастах очень даже впечатляет.
В целом все главные роли в постановке играют по два артиста, а роль Зоси Синицкой — даже три исполнительницы (Джейма Карапетян, Ирина Гелева и Юлия Соловьёва). Так вот если их сравнивать, то в образе Бендера Джени Окропиридзе всё же более экспрессивен и комичен. Алексей Григорьев и Александр Серков, играющие глуповатого и недалёкого Балаганова, равноценны. То же самое можно сказать об Анатолии Мотовилове и Антоне Завьялове, на счету которых роль Козлевича. Этот образ, кстати, в произведении Хренникова, вообще несколько объёмнее, чем в книге. В роли Корейко Владимир Никеев кажется более точным попаданием, чем Виталий Ивашина. Виталий неожиданно оказывается человеком немного брутальным и имеющим психологические задатки бойца. А вот Владимир, как и требуется, мешковат, робок и вызывает больше улыбок. Преимущественно за счёт возраста предпочтительнее, чем Александр Палицын, смотрится как Паниковский Владимир Миллер. Он для усиления комического эффекта использует еврейский акцент, и в целом настойчивее показывая, что его герой — человек старый, больной и не слишком умный. Примерно та же ситуация у Георгия Котова и Владимир Бессребренников, играющих «узника частного капитала» Фунта. Георгий Валерьянович выглядит тут более органично и забавно. Бывалый, сентиментальный, разговорчивый — это действительно настоящий «пикейный жилет» и уходящая натура. Фунт Бессребренникова суровее, резче и проще. И наконец мадам Грицацуева. У Ирины Трусовой это скорее откровенная и любвеобильная кокетка. Валентина Шершнёва создала образ женщины немного неуклюжей и более несчастной, что смешнее. По эмоциональности же артистки здесь примерно одинаково на высоком уровне.
Что касается музыки, то омский театр не делал к ней новых аранжировок, для некоторых продвинутых меломанов это уже минус. Разве что чуть быстрее здесь темп исполнения и есть некоторые другие оттенки.

От себя, в рецензию на "БилетОмске" это не вошло. "Ну а сцена, завершающее первое действие, когда Бендера преследует толпа людей в противогазах, он лезет от них на верхотуру с криком: "Передайте моему отцу лейтенанту Шмидту, что его сын пал смертью храбрых!" и т.д., напомнила мне пьесу Бориса Виана, где герои пытались спастись от шмурцев. Вот так - в противогазах, протягивая руки вверх за жертвой - и должны были выглядеть те шмурцы!" :-))))
Tags: музыка, рецензия, театр
Subscribe

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments