kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

Category:

И снова культурный перепост :-)

Выставочный проект в рамках Года культуры в России.
"ПАЛЕХ – ДОСТОЯНИЕ РОССИИ"
Центральный Дом Художника: Москва, Крымский вал, д. 10
26 декабря 2014 г. – 11 января 2015 г.

пресс-релиз

Палехское искусство «высшей пробы» - музейного и коллекционного формата – представлено в Центральном Доме Художника на юбилейном выставочном проекте, посвящённом 90-летию основания Артели древней живописи и завершающем Год культуры в России. Масштаб проекта беспрецедентен по всем параметрам: Палех в таком объёме и качестве в Москве ещё не выставляли.

Большая ретроспективная экспозиция предлагает обозреть более 600 произведений – шкатулки, ларцы, портреты, пластины, предметы бытового дизайна, иконы палехского письма, монументальные панно, уникальную мебель, росписи по фарфору, оригиналы книжных иллюстраций и книжные фолианты, эскизы театральных костюмов и декораций. В сценографию проекта включены детские рисунки, интерпретирующие палехский стиль. Коммуникацию со зрителем поддерживают медийные комплексы из 150 редчайших фотографий по истории Палеха.

Лаковая миниатюра Палеха – уникальное явление мировой художественной культуры. Впитав наработанные веками достижения лакового искусства Запада и Востока, она обогатила его неповторимым национальным опытом и самобытностью.

История палехского искусства уходит в XVII век – уже тогда по Руси шла слава о местных иконописцах. За три столетия здесь развился особый стиль, вобравший не только древнерусскую традицию, но и достижения старых европейских мастеров. Эту вековую культуру, передаваемую из поколения в поколение, Палех донес до смутного времени революционных потрясений и гражданской войны.

Гениальная идея росписи чёрно-лаковых предметов из папье-маше на основе иконописной традиции принадлежала палехскому художнику Ивану Голикову. В декабре 1924 года бывшие иконописцы организовали Артель древней живописи. Эта дата стала точкой отсчета истории Нового Палеха – палехской лаковой миниатюры – искусства, успешно спроектированного культурно-политической элитой СССР как экспортный вариант тандема пролетарской идеологии и исконной экзотики в стиле a la russe.

Новое искусство Палеха унаследовало стилистические традиции иконописной культуры – условность изображения, гибкость и плавность линий, своеобразные формы архитектуры, пейзажа, орнамента, а также технические приемы – темперные краски, использование золота, техники плавей. В условиях советской реальности реанимация упразднённого революцией иконного стиля стала явлением парадоксального порядка. Со временем палехские лаки стали триумфально известны и любимы во всём мире.

Технология изготовления полуфабриката из папье-маше была заимствована у мастеров федоскинской миниатюры. Однако Палех всегда отличался от других лаковых центров отсутствием тиражирования и копирования: художники изначально противопоставили промышленному потоку сувениров уникальные авторские вещи, создав узнаваемый – утончённый и драгоценный – палехский стиль, индивидуальный в творчестве каждого из его представителей.

Хронологически выставка охватывает период от середины XVIII столетия до наших дней. Если же говорить об именах, то это несколько поколений художников, классиков палехского искусства – от родоначальников Артели древней живописи до заглавных мастеров второй половины ХХ – начала XXI века, среди которых заслуженные и народные художники СССР и России.

Доминанты выставки – редчайшие произведения основателей Артели древней живописи И. Голикова, И. Зубкова, А. Котухина, И. Маркичева, И. Вакурова, И. Баканова, А. Дыдыкина, Н. Зиновьева и их учеников. Представлены работы лучших художников, обладающих яркой творческой индивидуальностью – уже ушедших из жизни А. Котухиной, Т. Зубковой, В. Ходова, А. Куркина, Н. Голикова, А. Кочупалова, А. Клипова, а также ныне работающих в Палехе Б. и К. Кукулиевых, В. Морокина, И. Ливановой, Е. Щаницыной, В. Смирнова, Н. Лопатина и многих других.

Выставка демонстрирует широкий тематический диапазон: щедро представлены агитационные лаки, отражающие революционные и актуальные события советской истории, сказочные и литературные сюжеты, идеализированные образы русской деревни и крестьянского труда, традиционные палехские «охоты», «битвы», «тройки», «парочки», «гулянки» и «жар-птицы». Значительное число работ выставляется впервые, в том числе это первая публичная презентация превосходного собрания палехских лаков из запасников Центрального дома художника.

Задачи выставочного проекта – не просто вызвать чувство восхищения эталонными работами ведущих палехских мастеров. Прежде всего, это попытка возродить исторический и художественный статус Палеха как объекта особой гордости России, её национального достояния; включить палехское искусство в российскую и международную систему культурной коммуникации.
Tags: перепост
Subscribe

  • Подборка актуального

    В свете новых приключений П. и Б. .... Античность 399 год до н.э.: 79 год н.э. Присмотритесь внимательно к картине Брюллова "Последний…

  • Диалоги в ЖЖ

    - Игорь, я не пойму, вы когда пишете слово "торгаши" - какого эффекта ожидаете ??? - Эффекта зловещей долины! Бугога. Понятие

  • Хорошая постановка вопроса

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments