
Спектакль «Моя правда твоей ценой» по мотивам пьесы-трилогии лауреата Нобелевской премии Юджина О'Нила «Траур — участь Электры» поставил немецкий режиссер Андреас Мерц-Райков. Это первая постановка данного произведения американского драматурга в Сибири и в Пятом театре у неё подзаголовок «Убийственная мыльная опера». Убийства тут действительно присутствуют, а вот «мыльность» достигается нарочито эмоциональной, даже неестественной игрой актёров.
О'Нил перенёс действие греческой трагедии об Электре, жестоко отмстившей матери за измену и безумно любившей отца, в XIX век — время американской Гражданской войны. Генерал Эзра Мэннон (Владимир Остапов) возвращается с войны, на которой он был ещё и с сыном Орином (Роман Дряблов) к жене Кристине (Мария Долганёва) и дочери Лавинии (Анастасия Шевелёва). Но он и не предполагает, что в его родовом доме ведётся скрытая, еще более изощрённая война. Сначала нам показывают Кристину и Лавинию в ожидании главы семьи — первая старается сохранить видимость хороших отношений с дочерью, что уже в их первой общей сцене ей не удаётся. Вторая сразу настроена на конфликт, зная правду о супружеской измене матери. Выясняется, что не только Кристина уже не любит мужа, но и Эзра уже не любит жену. Переплетаются эмоции, сюжетные подробности, например, насчёт того, кем является любовник Кристины капитан Брант (Сергей Шоколов), мотивы героев (у каждого они свои, конечно)... Наблюдать за этим в общем-то интересно, хотя уже упомянутая нарочитость актёрской игры периодически утомляет.
Для Марии Долганёвой, как мне кажется, её по большому роль в каком-то смысле этапная. Во всяком случае не припомню, что ранее она играла героинь такого возраста — всё как-то персонажи были помоложе. Но здесь она смотрится органично и не вымученно.
Что касается второй главной роли — Лавинии, то Анастасия Шевелёва воплотила её, наверное, и так, как задумывалось, и так, как она умеет. Это героиня ершистая, упрямая и злая.
Вообще в спектакле сталкиваются два психологических внутрисемейных мотива — комплекс Электры у дочери и комплекс Эдипа у сына. На их столкновении и сыграли очень талантливо и драматург О`Нил, и режиссёр Мерц-Райков.
Режиссёр использовал новые технологии. Отдельные сцены снимает на камеру видеооператор и изображение тут же передаётся на большой экран на сцене. Замысел — показать эмоции актёров крупным планом. Получилось вроде бы и необычно, но с другой стороны — можно было без этого и обойтись.
Декорации «Правды» абсолютно минималистические — дом Мэннонов как некий идеальный куб, в котором почти ничего нет, как будто подчёркивающий ситуацию, когда герои все на виду и ничего не могут скрыть от зрителя.
При всей серьёзности сюжета есть тут и смешные моменты. Так, в одной сцене Лавиния выходит из-за кулис с аккордеоном, а в другой якобы мёртвый Эзра на втором плане в сумерках, но абсолютно явно встаёт и сам уходит со сцены (!) А ещё персонажи, уже уйдя в мир иной, снова появляются на сцене, танцуя и надевая африканские ритуальные маски.
Не будем подробно раскрывать, чем завершается спектакль, но лично мне стало немного грустно. По мнению автора случилась высшая справедливость, а героиню Анастасии Шевелёвой всё-таки жаль.
Кстати
Анастасия Шевелёва — актриса с опытом игры в кино. В 2007 году она снялась в фильме Алексея Германа-младшего «Бумажный солдат». По сюжету её героиня была соперницей героини Чулпан Хаматовой. Также в её фильмографии — ещё пять картин.
http://omsk.zaotdih.ru/news/pravda-i-eyo-tsena/
Journal information