kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

Categories:

Олег Теплоухов: роман с театром


(спектакль "Время женщин")
Олег Теплоухов — один из самых ярких артистов Омского академического театра драмы. На его счету десятки ролей в различных спектаклях, а из ныне идущих можно выделить «Время женщин», «На чемоданах», «Лжец», «Хануму» и «Вишнёвый сад»... А прибавьте к этому работу ещё в двух театрах, преподавание в ОмГУ и руководство студенческим народным театром - и картина будет ещё более полной и насыщенной. «ЗаОтдыхОмск» побеседовал с актёром о творчестве, театре и просто жизни.
- Когда вы захотели стать актёром, что больше всего повлияло на это ваше желание?
- Были какие-то определённые факторы в таком уже более-менее сознательном возрасте, когда стало понятно, что тянет к этому. К смене образов, масок, к некой игре, к публичности. А толчок был очень простой. Лет в 10 — 11 по телевизору смотрел фильм «Приключения Петрова и Васечкина». Там играли мои же ровесники, и я задался вопросом — почему они снимаются, а я нет. Они играют в какие-то игры, а у меня почему-то такой возможности нет. Вот тогда желание сформировалось уже окончательно. Оттуда всё и пошло — и школьный театр, и потом народный театр, институт. И в результате я здесь.
- Когда вы пришли в Омский академический театр драмы, какие были эмоции — пиетет, уважение, что-то ещё?
- Была колоссальная гордость, первые года три. Гордо ходил по улицам, осознавая себя актёром Омского театра драмы. Был колоссальный испуг от уровня театра и артистов, которым было необходимо соответствовать. Потом испуг прошёл, а сомнения остались, остаются и, думаю, будут оставаться. И слава богу. Мощный спектр ощущений, наверное, одинаков у большинства молодых актёров, приходящих в театр после вуза. Достижения в вузе — это вещь одна. А приходишь в театр — и понимаешь, что ты ничего не умеешь. Первый год в этом смысле для меня был тяжёлым, учитывая, что за первый сезон у меня было семь премьер. Одна за другой.
- Самую первую вашу работу уже можно было считать удачной? Либо какая-то недосказанность или недовольство собой были?
- Недовольство было, есть и будет всегда, это нормальное явление. Та дебютная работа была яркой, нас пришло шесть человек молодых, и нас всех заняли в «Человеке, животном и добродетели» по Пиранделло. И при этом в спектакле были заняты такие мастера, как Юрий Ицков и Надежда Живодёрова, с которыми мы до сих пор крепко дружим, и во главе с режиссёром Владимиром Сергеевичем Петровым работа сложилась. Не мне судить, но по отзывам это была очень хорошая работа. Мы её много поиграли, повозили. Сложилась команда, альянс. У меня было две роли — ученик Белли и одна из частей капитана Переллы. Резкий театральный ход, почти гротесковый и фарсовый. Розовые очки упали, но это были замечательные два месяца репетиций и пять лет жизни спектакля.
Сумасшедшая творческая атмосфера
- Вы пришли в театр в 90-е годы, это было непростое время для страны. А было ли оно непростым для театра?
- Оно было непростым в плане финансирования, в плане денег, но здесь кипела такая работа!.. Была сумасшедшая творческая атмосфера, все нынешние наши мэтры были на двадцать лет моложе, подвижны, много хотели, у них горели глаза. Это был тот великий Омский театр. И зритель в полной мере наслаждался этим. Естественно, как в любой момент, что-то зритель принимает, что-то не принимает.... Был безумно красивый, тонкий и вкусный спектакль «Часовня», который город не принял, например. Всякое бывает. Это нормальный процесс: театр и зритель в поисках друг друга. Но тот литературный материал, который приходил в театр, режиссура, которая приезжала, тот вектор, в котором театр развивался во главе с Петровым и директором Борисом Мездричем — это было безумно интересно.
- Из нынешних работ есть ли у вас какие-то любимые?
Выделять конкретно какую-то роль не очень хочется, они же все мои. Что-то более удачно, что-то менее, но это всё моё. Но в чём интересно копаться до сих пор, где звёзды сошлись — это «Время женщин», «На чемоданах», «Лжец», «Сирано де Бержерак». Произведения, в которые я вдумываюсь. И сердце они греют.

(спектакль "Русский и литература")
Отношения с экраном
- У вас в 90-е был ещё опыт ведения передачи ещё на телеканале «Агава» - «Сокровища капитана Флинта». Чем он оказался полезен? Интересно ли было?
- О, это было так давно и, по-моему, уже такая неправда... Да, полезно. Интерактивное общение с людьми. Когда надо было с ходу находить какое-то решение в ситуации, действительно программу вести. Уложиться во временные рамки. Поскольку программа не может идти дольше, чем положено. Понятно, что при монтаже что-то уйдёт. Но люди-то здесь при чём? Должна быть игра, которая идёт по нарастающей и приходит к какому-то логическому завершению. Вот этому пришлось учиться и довольно быстро. На каком-то этапе это было интересно. Удивительно, но до сих пор люди встречают меня где-то и вспоминают, что была такая игра.
- Периодически «12-й канал» сейчас показывает прямые трансляции спектаклей драмтеатра, как думаете, насколько это интересно телезрителям? И как к этому относятся актёры?
- Мне кажется, это, конечно, интересно для тех, кто не может придти к нам лично — жителям сельских районов, отдалённых городов, например. А для тех, кто здесь, это всё-таки медвежья услуга. Спектакли — не в обиду нашим телевизионщикам — надо уметь снимать. И даже при хорошей съёмке процентов 30 сути спектакля уходит. Ту энергию, которая возникает между залом и актерами, на экране передать нельзя. Я смотрю старые спектакли в записи и могу только додумывать и догадываться, какое воздействие было на зрителя , когда спектакль шёл на сцене. Спектакль хорошо снят, грамотно, тонко, вкусно, но что происходит со зрителем, через экран не передаётся.
- Когда вам случалось играть в таких спектаклях, вы абстрагировались от камеры или чувствовали её?
- Нет, я просто играл спектакль. Были спектакль и зритель, до которого смысл нужно было донести. Что делали телевизионщики — это их забота. С какого ракурса снимут, как и так далее. Как-то научился абстрагироваться.
Через приёмы дель-арте
- Самая недавняя ваша премьера — это «Мама Рома». Расскажите о вашей роли там.
- О, ну там история достаточно сложная, сценарий Пазолини - это 60-е годы, такая волна неореализма, персонаж, который мне достался, изначально в сценарии отсутствует. Он придуман режиссёром и драматургом, как некая квинтэссенция мыслей самого Пазолини. Дело в том, что в фильме была Анна Маньяни в главной роли, она очень многое в себе аккумулировала. Энергетически, смыслово, типажно, как угодно — это был фильм на неё. А здесь её нет, есть другие артисты, и режиссёр Алессандра Джунтини придумала театральный ход: через приёмы комедии делль-арте, через приёмы Феллини войти в Пазолини, некие игровые вещи привнести, облегчить и приподнять.

Потому что действительно судьба итальянской проститутки 60-х годов вряд ли кому-то интересна, а вот посмотреть на это с точки зрения философской опять же, в призме судьбы — мол, дети всегда платят за грехи и ошибки родителей, это у Пазолини очень мощный постулат. Причём мы эту мысль нашли в его дневниках. И вот был придуман такой персонаж — вроде поэт, вроде немножко сумасшедший, с какой-то своей судьбой, который эту историю не столько комментирует, сколько немножко оттеняет. Это нисколько не резонёр, а человек, который смотрит со стороны и на эту тему размышляет. И приходит к каким-то своим выводам.

Мы попытались сделать вот так, может, не очень получилось, этот Джузеппе такой двоякий. Вроде человек и человек, тот же самый Пазолини, но надевает он очки без стёкол, шляпу, сделанную из панамки, поднимает воротник и становится неким Тото — сторонним наблюдателем. Декламирует, декларирует...
«Приятно, когда говоришь с человеком на одном языке»
- У вас есть какие-то особенности вживания в роль?
- Это вопросы кухни. Вам любой так скажет. Никогда не знаешь, что где вылезет и откуда прилетит. Сказать, что для какой-то определённой роли есть система, я не могу. Где-то приходится сочинять, где-то идёт очень долгая и кропотливая работа, мучительная. И потом маленький толчок — и всё становится понятно, через пластику, к примеру. Многое может дать установка режиссёра. Очень важно работать с ним в ансамбле, актёр ведь вторичен. Как бы то ни было. Он выходит на сцену, но всё равно он вторичен. Он ретранслятор. Идея автора, замысел режиссёра через нас. Естественно, с режиссёром нужно работать в альянсе, в дуэте, и, благо, такие случаи бывают.
- Вы ведь ещё преподаёте в ОмГУ. Чему прежде всего вы учите студентов?
- Сказать, что я их учу, трудно. Это они учатся. Я могу только помогать и подсказывать что-то. Какие-то вещи, которые я знаю по своему опыту. Изучаем самих себя, чтобы потом им дай бог обустроить свою собственную кухню, и они сами будут понимать, как они это делают. А мы, преподаватели, показываем разные способы и методы. Постижения нашего творческого «безобразия». Интересно им становится, глазки загораются. И когда понимаешь, что на одном языке с человеком говоришь, это очень приятно.
- Как вы отдыхаете?
- По-разному. В основном, сменой места деятельности: три театра - Драма, ТЮЗ, ОДЭ-театр, студенты в университете, народный театр в колледже профессиональных технологий. Дома - любимая женщина, книги, переводы (три года изучаю итальянский).
Когда переключаешься с одного дела на другое, когда мчишься с одного места работы в следующее, интересно. Интересно, строить новое дело. Это я об ОДЭ-театре. Его пять лет назад создал мой друг и коллега Руслан Шапорин. И пять лет мы вместе увлечённо строим этот театр. Недавно стали резидентами лофта "Агрегат", есть надежда, что у нашего театра скоро появится свой дом, и тогда мы развернёмся вовсю. Это и работа, и тот же отдых, переключение внимания на увлекательное дело. И как знать, может, кто-то из моих ребят-студентов в него войдёт. И эта в хорошем смысле авантюрная затея может стать интересным явлением в городе.


http://omsk.zaotdih.ru/tea-with-a-star/2196/
Tags: театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments