kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

"Для нас Год литературы никогда и не заканчивался…»


По следам вот этого видео.
Сделал текстовую версию для сайта "ЗаОтдых Омск" (http://omsk.zaotdih.ru/news/vladimir-vitko/)
Ещё до завершения сезона в театре «Галёрка» мы взяли интервью у его директора и художественного руководителя Владимира Витько. Обсудили с Владимиром Фёдоровичем и сезон, и девиз «Старый добрый русский театр», и особенности творческого процесса...

- Как можно оценить итоги уходящего сезона?
- Вы знаете, в таких случаях — хоть в интервью, хоть сам для себя осмысливаешь — всегда напрашивается такой ответ: «Сезон был трудным, но хорошим и творческим». Из года в год это повторяется. Потому что вы знаете, что мы сейчас без здания, в сентябре будет уже 10 лет этому обстоятельству. Тем не менее иногда мы ездим и на весьма раскрученные фестивали, и не остаёмся там без наград. То есть держим планку, в том числе осознавая, что да, нет здания, но работать надо и работать надо достойно. Посередине нашего сезона, в январе, начался Год литературы. А для нас он по сути и не начинался, и не заканчивался, потому что мы нём пребываем постоянно. У нас ведь в репертуаре в основном произведения русской классики и не только драматургической, но и прозаической. Даже стихотворной. И в начале сезона мы выпустили спектакль по пьесе Владимира Сологуба «Сотрудники». Мы его назвали «Обманутый муж или Брак по страсти». Затем я выпустил спектакль «Касатка». Тут отдельная история, потому что у нас этот спектакль уже был. Но это не значит «восстановили». Это абсолютно новые сценография, актёрский состав. И команда новая, и видение. Мне кажется, спектакль удался, потому что когда и где бы мы его ни играли, он производит достойное впечатление, а нас это радует. В октябре мы ездили на гастроли на север. Играли в Сургуте, Ханты-Мансийске... Так же и в январе — в Ханты-Мансийске играли сказки. Далее — у меня было какое-то внутреннее понимание, что я рано или поздно поставлю спектакль по пьесе Булгакова «Дни Турбиных». Именно пьесы, а не по роману «Белая гвардия», как это делают сейчас некоторые. Причём я сразу понимал, что не буду брать сцены у гайдамаков, в ставке гетмана, в гимназии, где расположились юнкера...
- То есть действительно, в пьесе четыре действия, а у вас получилось два.
- Ну они все, старые драматурги, пишут четыре действия, и раньше так и игралось в четыре действия. Но в современном театре и четыре, и пять играются в два. Поэтому тут нет ничего такого. Самые-то большие сцены всё равно происходят в квартире Турбиных. Меня привлекали семья Турбиных, их окружение, я очень полюбил этих людей, поскольку они все замечательно живые. И у них этот невероятный булгаковский юмор, и образование, и воспитание, и уровень общения. Я дважды побывал в квартире Булгакова в Киеве на Андреевском спуске. Он ведь туда их поселил, только назвал спуск Алексеевским, чтобы не было уж полного совпадения. И даже господин Тальберг, который там является отрицательным персонажем, имеет прототипа. У сестры Булгакова Варвары был муж такой. Немного под другой фамилией, но тем не менее. Он всё время жаловался, что вот Булгаков меня вывел как Тальберга, а я не такой. Хотя его на самом деле все не любили.
А тут ещё плюс события на Украине.
- Со стороны посмотришь и кажется, что и в спектакле есть намёки на них.
- Так звёзды сошлись, так карта легла... Я бы не стал говорить, что специально это делал. Нет, конечно. Я сам с Украины. И родные у меня все там. И всё, что там происходит, режет по живому. Больше я с родственниками (за исключением одной сестры) оттуда не разговариваю — зомбирование полное.
Хотя мы ездили в Киев на гастроли в 2012 году, играли на сцене театра Ивана Франко. Приезжали по приглашению Богдана Ступки, хотя когда мы приехали, он уже умер. И гастроли мы посвятили его памяти. Так вот тогда ещё ничто не предвещало...
Я думаю, «Дни Турбиных» ещё будут развиваться, как всякое хорошо замешенное дело, спектакль имеет свойство в прорастанию в нужные формы, направления. Если же дело плохо замешено, оно на корню потом погибнет. Я думаю, «Дни Турбиных» будут развиваться, потому что там сама пьеса, Булгаков дают такую возможность.
И ещё зимой мы выпустили сказку «Волшебные конфеты».
Пятая наша премьера — Бомарше, «Безумный день или Женитьба Фигаро». По-моему, этот спектакль вообще никто не ставил в Омске. Идея возникла, как всегда — кажется, что спонтанно, а на самом деле как результат творческих размышлений. Всех людей, имеющих отношение к творческому процессу. Всегда интересно, почему возникает именно эта пьеса в этот момент. Это трудно объяснить но факт есть факт. Так же и Булгаков, кстати, возник, и «Деньги для Марии» Распутина в своё время. Других режиссёров тоже можете спросить об этом — они не смогут объяснить. О какой-то пьесе они могли думать десять лет назад, а взять в работу сейчас. Вдруг происходит какое-то наваждение. И он вдруг говорит: «Только это и больше ничего. И только сейчас». Так же возник и Бомарше. Ставит его Кирилл Витько. Я не вмешиваюсь. Думаю, всё будет нормально.
- Из этих премьер можно выделить самую удачную?
- Мне кажется, «удачная» - неподходящее слово. Скорее какая-то самая для нас знаковая. Их две выделю - «Касатка» и «Дни Турбиных». Надеюсь, третьей станет «Фигаро». Потому что мы туда хорошо вкладываемся, это по сути самая дорогая премьера сезона. И когда я Кириллу сказал «Давайте ставить Бомарше», он ответил «Это вызов». Это правда, действительно такая планка, где или успех, или провал, тут середины быть не может.
- Так называемая обкатка, развитие спектакля после премьеры — сколько они у вас продолжаются?
- Знаете, если спектакль сделан так, как я говорю, то подобный процесс бесконечен. Потому что рано или поздно появляются какие-то новые нюансы, мы же живые люди. Если всё хорошо сделано, то на этой корневой системе вырастает уже дерево. Конечно, его нужно постоянно поправлять, направлять туда, сюда, чтобы актёры не сворачивали в какую-то другую сторону, даже если у них сегодня одно настроение, а завтра другое.
- Девиз «Галёрки» - «Старый добрый русский театр». Это можно считать идеологией? Как вы к этому пришли?

- Я от этого никогда и не отходил. Поскольку я по первому образованию филолог (а уж потом я окончил ГИТИС), то у меня литературная основа театрального бытия много значит. Человек, у которого вкусовые ощущения с детства воспитаны, они у него уже потом не меняются. Мне повезло в том смысле, что я детства читал хорошие книги, потом уже филфак... А там просто роскошь, Тогда был вовсю открыт железный занавес, мы плескались в западной литературе. Это были и Франсуаза Саган, и Фрэнсис Скотт Фицджеральд, и Апдайк, и Сэлинджер, и Хемингуэй, масса... Просто помимо университетской программы читали по ночам. Нам это было безумно интересно, тем более филфаковцам. Это было время, когда воздух был насыщен поэзией, когда в Москве у памятнику Маяковскому читали по ночам стихи. Вообще время какое-то литературно-поэтическое. И в это же время возникли и твёрдо стояли на ногах Василий Белов, Распутин, Шукшин, Астафьев, и Крупин тогда уже вовсю писал. Но главным, конечно, был Вампилов. И это особая статья. И когда я прошёл всё это, то сразу вобрал именно так называемых деревенщиков. Они для меня родными стали. Ну и русская литература, поскольку она слух ласкала. И вот это для меня определило то, что театр должен быть человеколюбивым. Что есть в традиции и русской литературы, и русской драматургии.

Tags: интервью, театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments