kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

"Для нас Год литературы никогда и не заканчивался…»


По следам вот этого видео.
Сделал текстовую версию для сайта "ЗаОтдых Омск" (http://omsk.zaotdih.ru/news/vladimir-vitko/)
Ещё до завершения сезона в театре «Галёрка» мы взяли интервью у его директора и художественного руководителя Владимира Витько. Обсудили с Владимиром Фёдоровичем и сезон, и девиз «Старый добрый русский театр», и особенности творческого процесса...

- Как можно оценить итоги уходящего сезона?
- Вы знаете, в таких случаях — хоть в интервью, хоть сам для себя осмысливаешь — всегда напрашивается такой ответ: «Сезон был трудным, но хорошим и творческим». Из года в год это повторяется. Потому что вы знаете, что мы сейчас без здания, в сентябре будет уже 10 лет этому обстоятельству. Тем не менее иногда мы ездим и на весьма раскрученные фестивали, и не остаёмся там без наград. То есть держим планку, в том числе осознавая, что да, нет здания, но работать надо и работать надо достойно. Посередине нашего сезона, в январе, начался Год литературы. А для нас он по сути и не начинался, и не заканчивался, потому что мы нём пребываем постоянно. У нас ведь в репертуаре в основном произведения русской классики и не только драматургической, но и прозаической. Даже стихотворной. И в начале сезона мы выпустили спектакль по пьесе Владимира Сологуба «Сотрудники». Мы его назвали «Обманутый муж или Брак по страсти». Затем я выпустил спектакль «Касатка». Тут отдельная история, потому что у нас этот спектакль уже был. Но это не значит «восстановили». Это абсолютно новые сценография, актёрский состав. И команда новая, и видение. Мне кажется, спектакль удался, потому что когда и где бы мы его ни играли, он производит достойное впечатление, а нас это радует. В октябре мы ездили на гастроли на север. Играли в Сургуте, Ханты-Мансийске... Так же и в январе — в Ханты-Мансийске играли сказки. Далее — у меня было какое-то внутреннее понимание, что я рано или поздно поставлю спектакль по пьесе Булгакова «Дни Турбиных». Именно пьесы, а не по роману «Белая гвардия», как это делают сейчас некоторые. Причём я сразу понимал, что не буду брать сцены у гайдамаков, в ставке гетмана, в гимназии, где расположились юнкера...
- То есть действительно, в пьесе четыре действия, а у вас получилось два.
- Ну они все, старые драматурги, пишут четыре действия, и раньше так и игралось в четыре действия. Но в современном театре и четыре, и пять играются в два. Поэтому тут нет ничего такого. Самые-то большие сцены всё равно происходят в квартире Турбиных. Меня привлекали семья Турбиных, их окружение, я очень полюбил этих людей, поскольку они все замечательно живые. И у них этот невероятный булгаковский юмор, и образование, и воспитание, и уровень общения. Я дважды побывал в квартире Булгакова в Киеве на Андреевском спуске. Он ведь туда их поселил, только назвал спуск Алексеевским, чтобы не было уж полного совпадения. И даже господин Тальберг, который там является отрицательным персонажем, имеет прототипа. У сестры Булгакова Варвары был муж такой. Немного под другой фамилией, но тем не менее. Он всё время жаловался, что вот Булгаков меня вывел как Тальберга, а я не такой. Хотя его на самом деле все не любили.
А тут ещё плюс события на Украине.
- Со стороны посмотришь и кажется, что и в спектакле есть намёки на них.
- Так звёзды сошлись, так карта легла... Я бы не стал говорить, что специально это делал. Нет, конечно. Я сам с Украины. И родные у меня все там. И всё, что там происходит, режет по живому. Больше я с родственниками (за исключением одной сестры) оттуда не разговариваю — зомбирование полное.
Хотя мы ездили в Киев на гастроли в 2012 году, играли на сцене театра Ивана Франко. Приезжали по приглашению Богдана Ступки, хотя когда мы приехали, он уже умер. И гастроли мы посвятили его памяти. Так вот тогда ещё ничто не предвещало...
Я думаю, «Дни Турбиных» ещё будут развиваться, как всякое хорошо замешенное дело, спектакль имеет свойство в прорастанию в нужные формы, направления. Если же дело плохо замешено, оно на корню потом погибнет. Я думаю, «Дни Турбиных» будут развиваться, потому что там сама пьеса, Булгаков дают такую возможность.
И ещё зимой мы выпустили сказку «Волшебные конфеты».
Пятая наша премьера — Бомарше, «Безумный день или Женитьба Фигаро». По-моему, этот спектакль вообще никто не ставил в Омске. Идея возникла, как всегда — кажется, что спонтанно, а на самом деле как результат творческих размышлений. Всех людей, имеющих отношение к творческому процессу. Всегда интересно, почему возникает именно эта пьеса в этот момент. Это трудно объяснить но факт есть факт. Так же и Булгаков, кстати, возник, и «Деньги для Марии» Распутина в своё время. Других режиссёров тоже можете спросить об этом — они не смогут объяснить. О какой-то пьесе они могли думать десять лет назад, а взять в работу сейчас. Вдруг происходит какое-то наваждение. И он вдруг говорит: «Только это и больше ничего. И только сейчас». Так же возник и Бомарше. Ставит его Кирилл Витько. Я не вмешиваюсь. Думаю, всё будет нормально.
- Из этих премьер можно выделить самую удачную?
- Мне кажется, «удачная» - неподходящее слово. Скорее какая-то самая для нас знаковая. Их две выделю - «Касатка» и «Дни Турбиных». Надеюсь, третьей станет «Фигаро». Потому что мы туда хорошо вкладываемся, это по сути самая дорогая премьера сезона. И когда я Кириллу сказал «Давайте ставить Бомарше», он ответил «Это вызов». Это правда, действительно такая планка, где или успех, или провал, тут середины быть не может.
- Так называемая обкатка, развитие спектакля после премьеры — сколько они у вас продолжаются?
- Знаете, если спектакль сделан так, как я говорю, то подобный процесс бесконечен. Потому что рано или поздно появляются какие-то новые нюансы, мы же живые люди. Если всё хорошо сделано, то на этой корневой системе вырастает уже дерево. Конечно, его нужно постоянно поправлять, направлять туда, сюда, чтобы актёры не сворачивали в какую-то другую сторону, даже если у них сегодня одно настроение, а завтра другое.
- Девиз «Галёрки» - «Старый добрый русский театр». Это можно считать идеологией? Как вы к этому пришли?

- Я от этого никогда и не отходил. Поскольку я по первому образованию филолог (а уж потом я окончил ГИТИС), то у меня литературная основа театрального бытия много значит. Человек, у которого вкусовые ощущения с детства воспитаны, они у него уже потом не меняются. Мне повезло в том смысле, что я детства читал хорошие книги, потом уже филфак... А там просто роскошь, Тогда был вовсю открыт железный занавес, мы плескались в западной литературе. Это были и Франсуаза Саган, и Фрэнсис Скотт Фицджеральд, и Апдайк, и Сэлинджер, и Хемингуэй, масса... Просто помимо университетской программы читали по ночам. Нам это было безумно интересно, тем более филфаковцам. Это было время, когда воздух был насыщен поэзией, когда в Москве у памятнику Маяковскому читали по ночам стихи. Вообще время какое-то литературно-поэтическое. И в это же время возникли и твёрдо стояли на ногах Василий Белов, Распутин, Шукшин, Астафьев, и Крупин тогда уже вовсю писал. Но главным, конечно, был Вампилов. И это особая статья. И когда я прошёл всё это, то сразу вобрал именно так называемых деревенщиков. Они для меня родными стали. Ну и русская литература, поскольку она слух ласкала. И вот это для меня определило то, что театр должен быть человеколюбивым. Что есть в традиции и русской литературы, и русской драматургии.

Tags: интервью, театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments