kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

Расплачивается потребитель?

Окончание интервью с директор торгового дома «Шкуренко» Виктором Шкуренко о входной плате для продуктовых поставщиков.
Начало тут: http://kirill2490.livejournal.com/330143.html
- На покупателе входная плата как-то отражается?
- Я бы не сказал, что для покупателя это какая-то нагрузка. И в теории, и на практике у сетевых игроков, а тем более если взять крупные форматы – «Геомарт», «Низкоцен», «Метро», «Ленту», то как правило цены там ниже, чем в обычной рознице. Значительно. Сети охотно транслируют скидки и бонусы покупателям. У них задача – заработать на потоке. И в принципе эти бонусы могут привести к тому, что цена на полке будет ниже. Но другой вопрос же, что производитель должен откуда-то платить. И он, и поставщики закладывают эти бонусы в цену, по которой они отгружают товар сетям. Так что это очень интересный вопрос, сейчас на него никто не ответит. Здесь безусловно есть эгоизм производителей, которые готовы платить, чтобы стоять в нужном месте и в нужном количестве на полке, есть согласие сетей с этой политикой, потому что это позволяет им рассматривать полку как нечто конкурентоспособное и таким образом, так сказать, «разводить» производителей – почему нет? Покупатель да, он может не всегда выиграть в этой ситуации.
- От чего зависит размер платы, бонусов?
- Принято говорить, что от объёма продаж, но на самом деле это редко бывает. Скорее от общего объёма продаж сети. Конечно, если у вас много магазинов, с большей вероятностью вы получите хорошие скидку и бонус. Но очень часто важнее для производителя доля полки. Например, пивная полка составляет 10 метров. Я, допустим, пивной производитель и хочу занимать 30 %. За это я готов платить. Вот такая логика. То есть, как правило, платят за долю полки. Третий возможный платёж – за дополнительные места продаж. Есть же пивная полка и ещё паллеты. На паллетах же может стоять всё что угодно – бытовая химия, кондитерская продукция, крепкий алкоголь… И получается, что за это дополнительное место тоже, как правило, поставщики платят сетям. Холодильник с пивом – тоже дополнительное место продаж.
Если говорить о каких-то цифрах, то стоимость паллета колеблется в зависимости от размера магазина, проходимости до 10 000 рублей в месяц. А все остальные платежи – процентные. Даже если плата за долю полки, то она процентная. Если у меня 30 % полки, я плачу бонус 5 % от товарооборота.
- Можно сказать, что производитель и не пытается бороться с этим явлением?
- Производителей ведь немного больше, чем полочного пространства в сетях. Как правило, на 100 % полки – с пивом или молоком – есть 150 % предложения. Один поставщик говорит: «Я хочу 50 % полки», другой: «40 %», третий: «30 %» и так далее. В итоге всех сложить – и получается 150 %. Надо кого-то ужимать или выкидывать. Вот и всё.
- Вы считаете, ситуация не изменится в обозримом будущем?
- Ну давайте приведу такой пример. Допустим, вы губернатор. И к вам приходят жаловаться сельхозпроизводители. Молочные – ведь в каждом районе есть такой завод. Жалуются, что в какой-то магазин их не пускают. Вы пробуете их молоко, оно хорошее. Но их 31 человек! Значит, им надо искать другие магазины – мелкие хотя бы. Смысл рыночной торговли в том, чтобы не походить на конкурентов.
- У вас двойственное положение – вы и поставщик, и совладелец магазинов. В этом дополнительное преимущество или сложность?

- Наверное, преимущество. Потому что знаю потребности здесь и возможности там.
Обратите внимание – везде курятина «Омского бекона» (птицефабрики «Сибирская»). Просто он ставит условие – либо моя курятина, либо никакой. И вы без бонусов её поставите. «Проктер энд Гэмбл» - попробуйте с ними о чём-то поговорить. Сигаретные производители – только предоплата и их условия. То есть некоторые производители настолько сильны, что могут просто диктовать свои условия сетям. И сети идут на это. Всё зависит от соотношения сил. Если вы владеете мелким молзаводом в Кормиловке или Колосовке, у вас нет стабильных производства и качества, логистики (или вообще её нет), то вам бессмысленно претендовать на место на полке. Но вести дела можно – есть же социальные рынки...
- Губернские ярмарки.
- Кстати, да. Я вообще против того, чтобы власть вмешивалась в экономику, но эти ярмарки для меня один из таких оригинальных проектов и я их поддерживаю, поскольку вижу, какие там обороты идут. Там нарушены все санитарные условия, условия хранения, никто не платит за аренду мест, а это антирыночные условия, но это очень популярно у народа, особенно в райцентрах. И многих производителей это спасает. Для них это какой-то шанс продать свою продукцию. Вы заметили, что ни на одной губернской ярмарке нет любинского молока, нет продукции «Манроса-М»? И это им не надо. Зато есть продукция не известных широко производителей, которые и не рекламируются. Так что идея с точки зрения поддержки малого и среднего бизнеса хорошая. Единственное, что наши власти критикуют сети, у них нет с ними контакта, но в принципе, поддерживая ярмарки, сетям не мешают.
- Можно ли сказать, что среди сетей кто-то особенно лютует со своими условиями?
- Скорее не лютует, просто есть международные сети, например, «Метро» - у них руководство сидит в Москве и здесь просто невозможно о чём-то договориться. У них ужаснейшие договора, прописаны жесточайшие штрафные санкции. На самом деле недовольство производителей и поставщиков было вызвано не бонусами. А штрафами. Например, ты не привёз вовремя какой-то продукт – штраф. Причём ты ничего не докажешь.
- А как взимается штраф?
- Выставляют штраф, но его же можно только по суду взыскать? Ты, допустим, приезжаешь за деньгами, они тебе не платят, выставляют штраф. И ты ждёшь суда. Это тоже нервирует и так далее. В этом замечены все федералы.
Я как поставщик с удовольствием работаю с сельской розницей, городской мелкой розницей. С новосибирской «Планетой Холлидей», «Геомартом», местными сетями: «Нашим магазином» (то есть сам с собой), «Астором» и так далее. Но очень неохотно – с «Лентой», «Метро» и «Ашаном». Там штрафы просто неадекватные проступкам. Например, может быть такой: если ты не привёз вовремя продукт, то вся стоимость продукта и становится штрафом. Не прибыль, которую они получают с него, а вся стоимость.
- Входная плата – это чисто российское явление или её придумали давно?
- Нет, её придумали давно. Современной российской розничной торговле максимум 15 лет. А зарубежной современной торговле уже лет 60-70, наверное. И столько времени там входная плата существует.
- Государство пыталось вмешаться в ситуацию как раз законом «О торговле». На этом оно и остановилось?
- А больше нет рычагов. Розничная торговля – это высококонкурентная среда и она не требует особого государственного регулирования. Это не добыча нефти, не производство алкоголя. Что здесь регулировать? Здесь, наоборот, чем меньше регулирование, тем больше возможностей для конкуренции. И потребитель на этом может выиграть. Чем меньше контроля, тем он больше выиграет. Поверьте, чем больше ограничений в розничной торговле… Их, как правило, легко обходят крупные сетевые игроки, а мелкая розница – нет. Лицензия на алкоголь, скажем. Раньше она, условно говоря, стоила… ну тысяч 40, лет пять назад. А сейчас – 200. И уставной капитал в миллион нужен. Соответственно мелкий бизнес уже не в состоянии этим заняться.
- Сигареты планируется задвинуть в крупные магазины…
- Да-да. На самом деле это выдумали лоббисты, сами сетевики. Они заинтересованы были, например, в запрете ночной торговли алкоголем. Все сети работают днём. Круглосуточно – единичные их магазины. А ночью работают павильоны. Хотели заставить людей покупать алкоголь заранее – не в ларьке. В магазине и дешевле, скорее всего.
- В своих магазинах вы и сами практикуете для других поставщиков входную плату?
- И для себя тоже. У нас сеть «Формат»: магазины «Поворот», «Наш магазин», «Репка» и так далее. Я там акционер, но не генеральный директор. Директор там Дмитрий Шадрин. Я не могу влиять на его решения. Я как и остальные поставщики прихожу к нему и предлагаю свой товар. И те же бонусы. Он уже выбирает. У нас так. Мы не стараемся продать именно наш товар, а если только он конкурентоспособен, готов обеспечить требования, которые выставляет сеть. В том числе по бонусам. Например, упомянутого смоленского пива «Трёхсосенского» там нет. Пивом «Очаково» я занимаюсь – его тоже нет.
- Этот ход – стать акционером сети – был вынужденным?
- Я могу назвать десяток поставщиков или производителей, которые поступил так же. «Астор» - там производитель алкоголя. У «Геомарта» - «Инсист-Трейд», поставщик. «Каравай» - «Кондитероптторг». У «Хлебодара» своя розница, его руководитель Арнов заявлял в интервью заявлял, что 20 % хлеба он продаёт через неё. И так далее.
Tags: интервью
Subscribe

Posts from This Journal “интервью” Tag

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments