?

Log in

No account? Create an account

kirill2490

О кино и спорте :-))

Previous Entry Share Next Entry
Поколение дворников и сторожей
Чешир
kirill2490
С удивлением я узнал, что одним из первых фильмов Алексея Учителя был документальный - «Рок» 1987 года. Снял он его на Ленинградской студии документальных фильмов, причём интересно не только то, что в роли самих себя тут снялись советские рокеры, но и какие люди были в съёмочной группе! Администратор — Марьяна Цой, консультант — Артём Троицкий, плюс Борис Гребенщиков заявлен ещё и как композитор. Гребенщиков вообще задуман тут как фронтмен фильма, ему — наибольшее внимание. И в этом, пожалуй, минус. Интереснее было бы, если бы внимание режиссёра было распределено равномерно между всеми музыкантами.

С одной стороны фильм производит странное и неприятное впечатление. Полный реализм с обшарпанными и исписанными подъездами, смешение цветного изображения с чёрно-белым, несколько раз камеру неудержимо тянет к убогому туалету, лаконично снятые концертные выступления музыкантов, когда, например, Гребенщикова в нескольких песнях показывают ТОЛЬКО крупным планом. При этом концертные версии песен, конечно, отличаются от студийных и не всегда в лучшую сторону. Хотя было интересно, например, послушать «Спокойную ночь» «Кино» в менее привычном быстром темпе.
Однако с другой стороны ценность в том, что музыканты показаны очень правдиво и непосредственно. На их рабочих местах, когда приходилось ещё вести двойную жизнь — и с концертами, и с работой дворником, кочегаром, сторожем и так далее. Вот и видим мы кочегара Цоя, киномеханика Гаркушу, кухонного рабочего Шевчука... Только Гребенщиков и Адасинский оказываются этакими эстетскими исключениями. И при этом такой «грязной» работы люди не гнушались. Могли бы себя повести так в наше время какие-нибудь молодые музыканты? Вопросы, вопросы.
Цитата
«Я стараюсь всё время быть в ладу с самим собой. Во всяком случае я не представляю себе, чтобы меня чему-то можно было научить, я предпочитаю как бы узнавать всё сам. Учиться на основе собственных наблюдений, не верить на слово непонятно кому. Я просто чувствую себя свободным... в конечном счёте свободным. То есть я не завишу вообще ни от кого» (Виктор Цой)
Учитель хорошо запечатлел тут время. И людей. Ещё живы здесь Цой и красавица-жена Шевчука Эльмира, ещё существует авангардная группа «АВИА», ещё близок к классическому состав «Аквариума»... Здесь, может, и не творится история советского рока, но весь фильм - часть его истории.
Цитата
«Вот у вас в Ленинграде есть группа «Аквариум». Так вот, когда в Тбилиси был устроен музыкальный фестиваль, они вышли на сцену голые, начали кричать антисоветские лозунги, разбрасывать листовки и прямо на сцене в довершение концерта занялись гомосексуализмом» (Борис Гребенщиков)
В «Роке» нет таких монстров тогдашнего андеграунда, как, например, Мамонов, Кинчев или Науменко. Кому-то было бы желательно увидеть и их. Ощущение однако такое, что Учитель хотел снять именно ленинградских рокеров (Мамонов — москвич). А Кинчев, оказывается, вообще единственным из героев запросил деньги за съёмку. В документальном фильме, Карл! Хотя и Науменко, будучи ленинградцем, всё же сюда не вписался. Но с другой стороны понятно насчёт ограниченности числа героев — бюджет и хронометраж явно были не резиновые.
«Бонус-трек» - это эпизод про Александра Башлачёва, он случается уже после слов «Конец фильма». Отчего-то похороны и коротко снятое исполнение одной из его песен смотрятся как тогдашнее некое тревожное ожидание будущего. Если знать, что через четыре года после выхода фильма распадётся СССР и советский рок станет российским, сильно сдав свои позиции попсе, то появляются некоторые аллюзии. Парадокс, который уже очень многие подметили — рок стал одним из разрушителей советского строя, но после этого самого разрушения вдруг оказался ненужным на обочине.
А вот самый странный для меня эпизод фильма — фрагмент выступления «АукцЫона» в колонии. Совершенно неконтекстная для тюремной аудитории группа тем не менее играет для заключённых, и песня выбрана очень неформатная - «Колпак». Ощущения сюрреалистические.

Posts from This Journal by “Рок” Tag

  • Отрадный факт

    Два года подряд песня "Альянса" "Звуки на заре" появляется в кино. В 2018-м - в картине "Каникулы президента". В одном из эпизодов. В…

  • Связи между советскими и российскими группами. Рок- и поп-

    Один пример: Сукачёв изначально мог стать вокалистом "Браво", а не Агузарова. Но что-то не сложилось и началась "Бригада С". Второй пример:…

  • Киноитоги ноября

    Итоги уже не такие выдающиеся, как в октябре и сентябре явно. 7 фильмов = 7 сеансов. «Богемская рапсодия» «Фагот» «Дубликат» «Оверлорд»…

  • От паба до «Уэмбли»

    В «Маяковском» одной из новых премьер недели стала биографическая драма «Богемская рапсодия». Многим, наверное, уже по названию понятно, что…

  • Фантасмагория и гримасы политики

    Никогда не думал, что до такого дойдёт - но вот теперь на выборах губернатора проголосовал за кандидата от ЛДПР. Писец. Но по большому счёту…

  • Молодость — состояние души

    Не самая громкая, но очень ярка я премьера «Маяковского» - документальный фильм «Моё поколение» режиссёра…


promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 6
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.

  • 1
Гребенщиков сторожем работал в начале 80-х, как он писал, сторожил какие-то гаражи каких-то бань, и ходил тайком домой спать) И "Сторож Сергеев" похоже что автобиографичная вещь)
А фильм - отрывки я видела, но вот целиком смотреть сейчас. наверное уже не стала бы. что-то я "перегорела" уже, слишком много читала и видела записей (довольно коротких, не фильмов) того времени. Да, обшарпанные стены - это ладно, но качество записей, оно конечно да...
И уже не хочется много слушать в таком качестве.

Спасибо за отзыв. Просто на момент фильма Гребенщиков уже явно сторожем не работает.

  • 1