kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

Category:

В поисках счастья

Лицейский театр ставит самую скандальную пьесу в мире

В Драматическом Лицейском театре полным ходом продолжаются репетиции спектакля «Хоровод» по пьесе Артура Шницлера. Это будет подарком Омску на его 300-летний юбилей от самого театра и австрийско-польского режиссёра Петра Шальши. Ранее, в 2008 году в омском Пятом театре он ставил спектакль «Альпийское сияние».
«Хоровод», созданный в 1896-97 годах, считается самой скандальной пьесой мирового репертуара. Для австрийского драматурга она стала наблюдением за обществом, в котором он жил. Долгое время её запрещали к постановкам, пожалуй, больше из-за эротических сцен, но также из-за социально-философской смысловой нагрузки.
КАРТИНКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ХАРАКТЕРОВ
Мы побывали на репетиции спектакля и немного увидели, как взаимодействуют зарубежный режиссёр и омские актёры. Всё так и есть — откровенных сцен действительно будет немало, но помимо них — конечно, острые, умные и проникновенные диалоги.
Прямая речь
Пётр Шальша, режиссёр спектакля:
- «Хоровод» называют самой скандальной пьесой в мире, как вы сами считаете, в чём её скандальность?
- Она была скандальной, когда автор её закончил. Даже первое название пьесы было «Любовный хоровод. Десять диалогов», но один друг Шницлера прочитал её и сказал - «Знаешь, лучше оставь просто «Хоровод». Но это тоже не помогло. Первый раз её поставили через 30 лет после написания — и были скандалы, были судебные процессы в Вене и Берлине. Можно сказать, что пьесу снова начали играть уже после Второй мировой войны. Это десять сцен, где люди бы хотели быть искренними, но у них не получается уже, они ждут и ищут любви, которая уходит между пальцами. Написано в конце позапрошлого века — а проблема существует до сих пор. И поэтому произведение трансцендентно и интернационально.
В диалогах скандальности нет, это выходит как-то само по себе. Наши герои и героини сначала очень приятные люди, а потом после любовного акта они видят, что от него их жизнь не станет лучше.
Произведение исследует то, как любовный акт влияет на психику человека, его душу и так далее. Причина этого? Шницлер был хорошим другом Зигмунда Фрейда, они много раз встречались и на прогулках обсуждали эту тему, это поддерживало драматурга в его стремлении писать об интимной стороне жизни людей.
- В одинаковой ли мере персонажи становятся несчастными?
- Это очень грустная пьеса, но она отлично написана, ёмко, в ней много смешных вещей, подтекстов и так далее. Шницлер хотел, чтобы она понравилась публике, была «кулинарной».
Я же сам нашёл для спектакля песни с такими текстами, которые похожи на характеры наших персонажей. Так что среди участников этого любовного хоровода каждый из зрителей на самом деле найдёт свой прототип.
- Когда вот так все десять героев равноценны, нет самого главного, для режиссёра в этом есть какая-то сложность?
- Всё потому что тогда Шницлеру надоели пьесы классического характера. Первый акт, второй, третий, герои встречаются, о чём-то говорят. Здесь почти никто никого не встречает, потому что, например, первая пара уходит после своей сцены — и больше уже вообще не появится. И эти 10 диалогов — можно сказать, такая психологическая драма, картинка человеческих характеров.
БОЛЕЗНЕННАЯ ТЕМА
Всякий раз персонажи, потерпев неудачу в любви, жестоко разочаровываются. И в результате превращаются в циников.
Прямая речь
Александр Боткин, актёр Лицейского театра, исполнитель роли Поэта:
- Насколько интересно и комфортно вам работать с этим режиссёром?
- С профессионалами всегда очень интересно. Потому что у Петра своё какое-тот видение, мы предлагаем какие-то свои вещи... Насколько продуктивно? Думаю, что продуктивно, потому что он только месяц здесь, а уже на 70 % спектакль собран, как мне кажется. Ещё пока не отрепетирован настолько, чтобы его показывать, но процесс идёт уверенно.
Темп быстрый, но за счёт того, что он очень грамотно распределил время работы, это не ощущается. Репетиции идут по секторам, по эпизодам, и это очень радует, поскольку так ты пришёл, своё отработал и свободен, как бы отдыхаешь, готовишься к другим репетициям.
- Каковы ваши впечатления от материала?
- Материал необычный, я на самом деле впервые сталкиваюсь со Шницлером, так что для меня, русского человека из Сибири по первому моменту это было странно. Про какое-то сокровенное таинство любви... Чуть позже, уже в процессе репетиций, ты всё равно присваиваешь этот материал как артист, и он становится понятным — и про что говорит режиссёр и про что ты говоришь со сцены.
Мне кажется, сейчас эта тема болезненная. Ощущение счастья, любви, потому что в погоне за деньгами, престижной работой мы забываем о каких-то своих ощущениях. Теплоты, счастья... О нужности этих ощущений. Поведенческая сторона моего героя-писателя — в жизни она мне не близка. Но так как я сам в свободное время графоман, я пытаюсь что-то такое писать, то да, где-то по духу он мне схож.

(на фото - Александр Боткин)
Я почитал историю — да, во времена Шницлера богемные люди, такие, как артисты, поэты, имели очень много любовниц в разных средах, они искали себе утехи везде. Например, это были и богатые дамы, которые их содержали, и актрисы, благодаря которым можно было добиться того, чтобы твои произведения шли на сцене. И были простые девушки, с которыми искали настоящего счастья. Так и у моего героя — сначала он с простушкой, а потом с актрисой. С первой — такой сладкой девочкой - можно просто получать удовольствие, приятно проводить время. А со второй нужно играть, она уже не доставляет удовольствия, но с ней нужно быть. Он знает, что и у неё есть другие любовники, она знает, что у него есть другие любовницы, то есть их отношения уже не приносят духовного удовольствия. Они не согревают. И это очень страшно.

В спектакле сыграют почти все главные звёзды Лицейского: Дарья Оклей, Евгений Точилов, Николай Пушкарёв, Ольга Охотницкая, Наталья Виташевская и другие. В музыкальное оформление вошли шлягеры в исполнении Марлен Дитрих, известных австрийских артистов (например, победителя «Евровидения» 1966 года Удо Юргенса) и, конечно, сочинения Иоганна Штрауса — как точное отражение народного духа австрийцев. Премьера намечена на 8 июля. На неё приглашены директор Австрийского Культурного Форума (эта организация стала одним из партнёров проекта) Симон Мраз и австрийский посол в России Эмиль Брикс.
Справка
Артур Шницлер окончил медицинский факультет Венского университета. Некоторое время он практиковал в качестве психоаналитика. По этой причине неудивительно, что в своём творчестве он исследовал проблемы психики и придерживался амплуа «диагноста». Драматург искусно передавал в своих пьесах царившую сумрачную атмосферы гонки за наслаждениями и элегантного декаданса в Вене конца XIX — начала XX веков.
По пьесе «Хоровод» в мире снято несколько фильмов.
Tags: театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments