kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

Ты помнишь, как всё начиналось...



В киноцентре «Вавилон» стартовал прокат фильма «Гоголь. Начало». Во многом это уникальный проект (чего стоила только оригинальная и творчески сделанная рекламная кампания в Интернете), потому что никогда раньше в кино у нас не начинали показывать полноценный сериал. Всего в прокате с интервалом пока пройдут его четыре части, каждая из которых по большому счёту состоит из двух серий. И уж потом их покажут и на ТВ — по каналу «ТВ3». Ранее, ещё в апреле (!) первую часть увидели в Омске зрители фестиваля «Движение». Получится ли сейчас фильму первому завлечь зрителя в кино на просмотр следующих частей? Будем разбираться.
Актёрский состав был подобран сильный — тут вам и Олег Меньшиков, и молодая звезда Александр Петров в главной роли (к слову, внешне не очень похожий на самого Гоголя, хотя загримирован удачно), и Евгений Стычкин, и Павел Деревянко в небольшой роли Пушкина, и Сергей Бадюк, и Ян Цапник, и Артём Ткаченко. Меньшиков волей-неволей повторяет своего героя Фандорина из «Статского советника», раз уж играет сыщика Якова Гуро, но помимо того в принципе выдаёт такой привычный типаж бодрого шутника, легко справляющегося с трудностями. Интересен образ кузнеца Вакулы (Бадюк) — роль небольшая, но колоритная, это не в чистом виде тот персонаж из известной всем «Ночи перед рождеством», но общие черты есть. Петрову же досталась сложная задача — его Гоголь человек ожидаемо рефлексирующий, нервный, тонкий и подверженный страшным галлюцинациям (да и сны ему снятся очень значительные). Создатели фильма согласились с конспирологической версией, что писатель общался с некими тёмными силами — но в реальности повествования эти силы не связаны с дьяволом, а всё равно ему противостоят.
Сценарий картины ваяли целых пять человек, в том числе и сам режиссёр Егор Баранов, известный нам по фильмам «Соловей-разбойник», «Саранча», «Иерей-сан. Исповедь самурая» и сериалу «Фарца». Вышло довольно замысловато и, как говорится, готичненько — смесь детектива с фильмом ужасов, фэнтези и даже комедией. Если и заявлено, что картина по мотивам произведений Гоголя, то скорее можно сказать так: очень-очень вольные мотивы сплели с большим художественным вымыслом относительно биографии писателя — ведь в жизни Гоголь никогда не работал писарем в полиции... Некие «мотивы» и реальные детали не только его жизни, но и того времени вообще в виде изощрённых «крючков» разбросаны то тут, то там. Вот склонность Гоголя жечь свои произведения (тут — изданные ещё только под псевдонимом Алова), вот — вскользь упомянутая история про шинель и Акакия Акакиевича, который здесь вдруг стал убивать и потрошить крупных чиновников, вот — намёк на шефа Третьего отделения Бенкендорфа в виде полицейского чина в Диканьке Александра Христофоровича Бинха (Стычкин), вот — фобия писателя, что его похоронят живым... И, может быть, и не всё логично в этом сценарии, но многое искупают атмосферность, антураж и красивая картинка.
Фильм вызывает немало ассоциаций с другими картинами — по самым разным аспектам. Тут и «Сонная лощина» (убийства и страшный чёрный всадник), и «Шерлок Холмс» Гая Риччи — Гуро похож на Холмса, тоже имитирует свою смерть и даже музыка композитора RayanOtter имеет сходство с тем, что было в картине Риччи у Ганса Циммера... А вспомним ещё «Ворона» режиссёра Джеймса МакТига — ведь там тоже мистическая история о писателе, только об Эдгаре По.
Что касается комедийного элемента. Он тут очень неплох, но... почему-то кажется, что смешно нередко зрителю становится в тех сценах, где создатели этого не задумывали, там, где хотели напугать. Главные источники шуток — уже названный Меньшиков и Цапник, играющий доктора-пьянчугу Бомгарта (а это уже привет Булгакову и его "Запискам юного врача"!). Взять, например, сцену вскрытия, которое доктор делает тоже в пьяном виде - хотя с другой стороны в чёрном юморе создатели именно тут зашли уж совсем далеко. Получился некоторый перебор.
Цитата
- Вы что, думаете, ваш писарчук умеет мёртвых воскрешать?
- Способности Николая Васильевича могут оказаться за пределами вашего понимания.

Резюмируя — на огромный творческий прорыв «Гоголь. Начало» всё же не тянет, но продукт получился довольно крепкий, интересный и незаурядный. Отталкиваясь от подзаголовка «Начало», прогнозируем — в сериале создатели нам покажут свою версию того, как всё-таки сложился творческий почерк писателя и под влиянием чего он создал те самые «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Оценка — 7 из 10.
Кстати
Напомним, в российском кино в 2000-2010-е годы к творчеству Гоголя обращались уже немало. Вспомним и «Ведьму» 2006 года, и созвучный ей эпический «кинодолгострой» Олега Степченко «Вий» 2014-го, и «Тараса Бульбу» 2009-го, и «Дело о «Мёртвых душах» 2005-го, и «Русская игра» 2007-го. И вот теперь такое творческое переосмысление — всё же, повторимся, самое вольное и какое-то прямо безбашенное.
Tags: Кино, детектив, рецензия
Subscribe

Posts from This Journal “рецензия” Tag

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Posts from This Journal “рецензия” Tag