kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

Критик Олег Лоевский: «Есть штамп, что театр существует, чтобы глумиться и издеваться над классикой»



В омском Пятом театре объявили о начале нового проекта — серии эскизных показов «Молодые — молодым». В них на сцене воплотят шедевры русской и мировой литературы и драматургии, включенных в школьную программу, спектр которых необычайно широк: от Ломоносова до Довлатова, от Шиллера до Джека Лондона…

Современный подход к классике в новом проекте будет осуществляться с двух точек зрения. Во-первых, это участие молодых режиссеров, зарекомендовавших себя в качестве новаторов в современном театре, которые готовы предложить публике не архаичное прочтение известных произведений, а новый взгляд, переложение на современный язык. Каждый эскиз предстоящей лаборатории – это попытка найти сегодняшнюю проблематику в вечных произведениях.

Во-вторых, предполагается, что с классическими текстами будут работать молодые драматурги, которые создадут ряд инсценировок, соответствующих заявкам и замыслам режиссеров. Режиссёрам будет предоставлен выбор – обратиться за инсценировкой к драматургу или самостоятельно создать сценическую версию произведения.

«Сегодня есть некоторые камлания вокруг темы классики. Позавчера я был с экспертным советом фестиваля «Сибирский транзит», мы сдавали его афишу. И на пресс-конференции встаёт девушка и спрашивает: «А в афише фестиваля будут неоднозначные спектакли? Будет глумление над классикой?» Понимаете, есть такой телевизионный штамп, что театр существует для того, чтобы глумиться, издеваться, портить классику, а не вступать с ней в диалог.

И этот диалог крайне необходим. Потому что действительно классические произведения — огромный источник мудрости, бесконечных и неожиданных открытий, причём именно в свете сегодняшнего времени. Потому что театр — это про время. Единственное, чем он занимается — это время. Только эта категория его волнует, это всё средства. И режиссёр - средство, и артист — средство, и драматургия. Для того, чтобы понять, в каком времени мы живём, и сделать всё, чтобы мы в этом времени ну хоть что-то понимали. Напомнить человеку, что жизнь сложна. Что может быть лучше классики, которая действительно вмещает в себя очень многие сложности, но по-другому прочитанные, потому что время меняет какие-то акценты, и это всё иллюзии, что можно поставить как написано. Мы уже не можем поймать то, как написано, у нас уже нет тех знаний, ассоциаций, того контекста, который был у Чехова, Островского, Шекспира, кого угодно... Мы совершенно по-своему прочитываем, а если пытаемся делать иллюстративный текст, надеть на всех длинные платья и заставить медленно говорить и томно вздыхать, то это будет музейный театр, который является частью какого-то... культурного проведения времени, когда артисты скучают на сцене, а зрители скучают в зале», - рассказал накануне на пресс-конференции театральный критик, член жюри фестиваля «Золотая маска», основатель и художественный директор фестиваля «Реальный театр», художественный руководитель многочисленных режиссерских лабораторий и давний друг Пятого театра Олег Лоевский.

Авторы проекта хотят восстановить классику как живую вещь и второе — молодые для молодых. Молодые зрители хотят видеть себя (или узнавать себя) на сцене, как и свои проблемы, свой возраст, например, «Вишнёвый сад» - история не совсем для молодых. Просто надо поймать время и как-то его трансформировать.

«Мой любимый пример — это «Три сестры», одна из первых фраз оттуда - «Отец умер всего год назад, а ты уже в белом платье». Для нас год траура — это немыслимо, мы уже по-другому существуем, в других взаимоотношениях со смертью, а пьеса написана всего 100 лет назад. И то, что она в белом платье, становится событием. Нарушила какой-то закон!

Пьесы 60-х годов XX века — это всего было 60 лет назад, ну 65... «Утиная охота» - Зилов не едет на похороны отца, это событие, это ужасно, он монстр. Как можно не поехать на похороны отца? Нарушение табу и общественных норм. Сегодня пьеса «Тихий шорох уходящих шагов» - там героиня не приезжает на похороны отца, она вообще живёт в Канаде, отец умер в Белоруссии, билет дорогой, она послала телеграмму, написала СМС... Меняется отношение ко многим вещам. Сами вещи не исчезают, а отношение меняется. И в этом и есть суть времени.

Пытаясь обратиться к молодым режиссёрам, мы говорим, что пускай они работают с классикой как с современной пьесой. Как с тем, что волнует нас. А не является какими-то представлениями об истории взаимоотношений в другие времена.

Поэтому проект обращён к молодёжи и людям, которые размышляют о времени, о смысле, о жизни, а не просто существуют в вялотекущем процессе.

Очень много мозговых штампов. «Поставьте нам Чехова, как написано. Ну мы бы поставили. Он бы пришёл и уснул через пять минут. Зачем? Кому это нужно?

Появляются ребята, которые совершенно по-другому смотрят на привычную драматургию и сценическую реальность, и вот мы решили собрать таких ребят. Среди них — вот Антон Маликов, который работает и в России, и за границей. В том числе не современную драматургию, но с современным прочтением. Потому что классика — это всегда какие-то огромные объёмы осмысления жизни.

А дальше у нас есть список режиссёров, их семь человек, они совсем разные, разных школ, с разным опытом, но единственное, что их объединяет — они грызут всё, включая железо. И то, что у них есть желание вступить в серьёзный диалог с собеседником. Потому что без собеседничества классика тоже бессмысленна», - добавил Лоевский.

Озвучим: показ «Горя от ума» будет делать Евгения Беркович. Алексей Забегин возьмётся за

«Оливера Твиста», звезда современного театра, лауреат «Золотой маски» Дмитрий Волкострелов, который сам сочиняет свои спектакли — либо за «Таблицы Брадиса», либо за «Евгения Онегина» - точно ещё неизвестно. Дмитрий Зимин поставит «Над пропастью во ржи», а Елена Невежина выбирает между «Старшим сыном» Вампилова и «Женитьбой» Гоголя. Кроме того Надия Кубалат из Иордании, которая учится на курсе у известного режиссёра Сергея Женовача, подготовит «Дуэль» Чехова.

Как подчеркнул худрук театра Никита Гриншпун, важное условие проекта - «пристегнуть» драматурга к режиссёру. То есть если режиссёру вдруг для работы с иногда архаичным текстом понадобится другой — современный - драматург, то театр идёт навстречу, приглашает драматурга и вместе они адаптируют материал к сегодняшнему дню.

Первый же показ проекта - «Гроза» Островского — подготовил Антон Маликов из Питера. Он пройдёт сегодня в 15:00 на камерной сцене.

Напомним, ранее — с прошлого сезона по текущий — в Пятом театре прошёл проект эскизных показов работ молодых российских режиссёров «Режиссура без цензуры». В его программе в том числе прошли показы пьес «Шутники» Островского, «Пьяные» Вырыпаева, «ShЛЮxИ – He oGoHЬ» Шергина и «Неодушевлённая Галина № 2» Колосова. И кроме «Шутников» все эти произведения далее были выпущены на сцене уже как полноценные спектакли. Почему-то при том, что зрительское голосование было очень благосклонно и к «Шутникам» - голоса «против» них не было подано ни одного.


https://www.om1.ru/afisha/news/134710/

Tags: Екатеринбург, Москва, Петербург, театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments