kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

Критик Олег Лоевский: «Есть штамп, что театр существует, чтобы глумиться и издеваться над классикой»



В омском Пятом театре объявили о начале нового проекта — серии эскизных показов «Молодые — молодым». В них на сцене воплотят шедевры русской и мировой литературы и драматургии, включенных в школьную программу, спектр которых необычайно широк: от Ломоносова до Довлатова, от Шиллера до Джека Лондона…

Современный подход к классике в новом проекте будет осуществляться с двух точек зрения. Во-первых, это участие молодых режиссеров, зарекомендовавших себя в качестве новаторов в современном театре, которые готовы предложить публике не архаичное прочтение известных произведений, а новый взгляд, переложение на современный язык. Каждый эскиз предстоящей лаборатории – это попытка найти сегодняшнюю проблематику в вечных произведениях.

Во-вторых, предполагается, что с классическими текстами будут работать молодые драматурги, которые создадут ряд инсценировок, соответствующих заявкам и замыслам режиссеров. Режиссёрам будет предоставлен выбор – обратиться за инсценировкой к драматургу или самостоятельно создать сценическую версию произведения.

«Сегодня есть некоторые камлания вокруг темы классики. Позавчера я был с экспертным советом фестиваля «Сибирский транзит», мы сдавали его афишу. И на пресс-конференции встаёт девушка и спрашивает: «А в афише фестиваля будут неоднозначные спектакли? Будет глумление над классикой?» Понимаете, есть такой телевизионный штамп, что театр существует для того, чтобы глумиться, издеваться, портить классику, а не вступать с ней в диалог.

И этот диалог крайне необходим. Потому что действительно классические произведения — огромный источник мудрости, бесконечных и неожиданных открытий, причём именно в свете сегодняшнего времени. Потому что театр — это про время. Единственное, чем он занимается — это время. Только эта категория его волнует, это всё средства. И режиссёр - средство, и артист — средство, и драматургия. Для того, чтобы понять, в каком времени мы живём, и сделать всё, чтобы мы в этом времени ну хоть что-то понимали. Напомнить человеку, что жизнь сложна. Что может быть лучше классики, которая действительно вмещает в себя очень многие сложности, но по-другому прочитанные, потому что время меняет какие-то акценты, и это всё иллюзии, что можно поставить как написано. Мы уже не можем поймать то, как написано, у нас уже нет тех знаний, ассоциаций, того контекста, который был у Чехова, Островского, Шекспира, кого угодно... Мы совершенно по-своему прочитываем, а если пытаемся делать иллюстративный текст, надеть на всех длинные платья и заставить медленно говорить и томно вздыхать, то это будет музейный театр, который является частью какого-то... культурного проведения времени, когда артисты скучают на сцене, а зрители скучают в зале», - рассказал накануне на пресс-конференции театральный критик, член жюри фестиваля «Золотая маска», основатель и художественный директор фестиваля «Реальный театр», художественный руководитель многочисленных режиссерских лабораторий и давний друг Пятого театра Олег Лоевский.

Авторы проекта хотят восстановить классику как живую вещь и второе — молодые для молодых. Молодые зрители хотят видеть себя (или узнавать себя) на сцене, как и свои проблемы, свой возраст, например, «Вишнёвый сад» - история не совсем для молодых. Просто надо поймать время и как-то его трансформировать.

«Мой любимый пример — это «Три сестры», одна из первых фраз оттуда - «Отец умер всего год назад, а ты уже в белом платье». Для нас год траура — это немыслимо, мы уже по-другому существуем, в других взаимоотношениях со смертью, а пьеса написана всего 100 лет назад. И то, что она в белом платье, становится событием. Нарушила какой-то закон!

Пьесы 60-х годов XX века — это всего было 60 лет назад, ну 65... «Утиная охота» - Зилов не едет на похороны отца, это событие, это ужасно, он монстр. Как можно не поехать на похороны отца? Нарушение табу и общественных норм. Сегодня пьеса «Тихий шорох уходящих шагов» - там героиня не приезжает на похороны отца, она вообще живёт в Канаде, отец умер в Белоруссии, билет дорогой, она послала телеграмму, написала СМС... Меняется отношение ко многим вещам. Сами вещи не исчезают, а отношение меняется. И в этом и есть суть времени.

Пытаясь обратиться к молодым режиссёрам, мы говорим, что пускай они работают с классикой как с современной пьесой. Как с тем, что волнует нас. А не является какими-то представлениями об истории взаимоотношений в другие времена.

Поэтому проект обращён к молодёжи и людям, которые размышляют о времени, о смысле, о жизни, а не просто существуют в вялотекущем процессе.

Очень много мозговых штампов. «Поставьте нам Чехова, как написано. Ну мы бы поставили. Он бы пришёл и уснул через пять минут. Зачем? Кому это нужно?

Появляются ребята, которые совершенно по-другому смотрят на привычную драматургию и сценическую реальность, и вот мы решили собрать таких ребят. Среди них — вот Антон Маликов, который работает и в России, и за границей. В том числе не современную драматургию, но с современным прочтением. Потому что классика — это всегда какие-то огромные объёмы осмысления жизни.

А дальше у нас есть список режиссёров, их семь человек, они совсем разные, разных школ, с разным опытом, но единственное, что их объединяет — они грызут всё, включая железо. И то, что у них есть желание вступить в серьёзный диалог с собеседником. Потому что без собеседничества классика тоже бессмысленна», - добавил Лоевский.

Озвучим: показ «Горя от ума» будет делать Евгения Беркович. Алексей Забегин возьмётся за

«Оливера Твиста», звезда современного театра, лауреат «Золотой маски» Дмитрий Волкострелов, который сам сочиняет свои спектакли — либо за «Таблицы Брадиса», либо за «Евгения Онегина» - точно ещё неизвестно. Дмитрий Зимин поставит «Над пропастью во ржи», а Елена Невежина выбирает между «Старшим сыном» Вампилова и «Женитьбой» Гоголя. Кроме того Надия Кубалат из Иордании, которая учится на курсе у известного режиссёра Сергея Женовача, подготовит «Дуэль» Чехова.

Как подчеркнул худрук театра Никита Гриншпун, важное условие проекта - «пристегнуть» драматурга к режиссёру. То есть если режиссёру вдруг для работы с иногда архаичным текстом понадобится другой — современный - драматург, то театр идёт навстречу, приглашает драматурга и вместе они адаптируют материал к сегодняшнему дню.

Первый же показ проекта - «Гроза» Островского — подготовил Антон Маликов из Питера. Он пройдёт сегодня в 15:00 на камерной сцене.

Напомним, ранее — с прошлого сезона по текущий — в Пятом театре прошёл проект эскизных показов работ молодых российских режиссёров «Режиссура без цензуры». В его программе в том числе прошли показы пьес «Шутники» Островского, «Пьяные» Вырыпаева, «ShЛЮxИ – He oGoHЬ» Шергина и «Неодушевлённая Галина № 2» Колосова. И кроме «Шутников» все эти произведения далее были выпущены на сцене уже как полноценные спектакли. Почему-то при том, что зрительское голосование было очень благосклонно и к «Шутникам» - голоса «против» них не было подано ни одного.


https://www.om1.ru/afisha/news/134710/

Tags: Екатеринбург, Москва, Петербург, театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments