kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

Categories:

И её вылечат



В киноцентре «Вавилон» начался прокат триллера Стивена Содерберга «Не в себе». Этот режиссёр известен самыми разными фильмами, в частности это он в 2002 году начал и далее продолжил серию про друзей Оушена, снял «Супер Майка», «Эрин Брокович» и «Заражение». «Не в себе» - не первый его триллер и, казалось бы, с не слишком звёздными актёрами получилось что-то странноватое и не шедевральное, но с другой стороны — всё равно интригующее и напряжённое, стоящее внимания. И, кстати, фильм полностью снят на «Айфон»!!! Не зная этого заранее, ты вот так ничего и не заметишь. Всё как обычно, как будто просто камера, традиционные технологии и так далее. Фильмы, снятые на телефон (или якобы на телефон), ранее уже бывали, но вот именно на «Айфон» что-то такое крупное — нет, не припомню.
Бывают триллеры, в которых нет ни грамма мистики, демонов и чудовищ, и на самом деле всё реально, объяснимо, но тем не менее всё равно страшно. «Не в себе» - как раз из этой серии. Реалистичный и в то же время эпизодами с таким стечением обстоятельств, когда остаётся крикнуть - «Да ладно, это слишком — одно к одному». Действительно, есть три-четыре штампа, которые применены для нарочитого обострения сюжета и усложнения жизни главной героине Сойер (вот странно, в книге у Марка Твена у мальчика Тома была такая фамилия, а тут — имя молодой женщины), которую играет Клэр Фой. Но простить это можно. Ладно.
Итак, по сюжету уже относительно успешная и все же ещё и перспективная в дальнейшем сотрудница банка Сойер под влиянием неожиданной встряски и стресса решает поискать место, где можно хотя бы показаться хорошему психологу — у неё мания преследования, инспирированная в прошлом реальным преследователем, и делать с этим что-то вроде бы надо, жить с манией не очень комфортно. Такое место находится — центр «Горный ручей», только тут-то всё и начинается. Помнится, в СССР была карательная советская психиатрия, а тут мы по сути увидим карательную психиатрию американскую. Только она базируется не на идеологии и борьбе с диссидентами, вместо диссидентов тут — обычные бедолаги, которые в основном тоже как Сойер, не вдумываясь, подписали какую-то бумажку, а она в том числе оказалась согласием на немедленную госпитализацию. Человек удивляется, сопротивляется — а уже поздно, его как буйного психа тащат под руки санитары и уже не вырвешься. Ну а что? Деньги люди зарабатывают кто как, вот владельцы «Горного ручья» и откровенно затаскивают к себе пациентов, на медицинском страховании которых можно тоже заработать. Капитализм-с. Ничего постыдного. И ты вполне веришь — режиссёр убедительно показывают, что в современной Америке такое возможно, напоминая, как в целом там построена система здравоохранения.
Для объяснения чего-то Содерберг использовал флэшбэки — не то чтобы сверхоригинально, но уместно.
И ещё немного рассуждений о том, какие бывают фильмы. Картин о душевнобольных снято за историю кино, в том числе недавнюю, множество. Взять хотя бы шикарный и относительно свежий «Остров проклятых» с Ди Каприо. И, пожалуй, можно сказать, что когда режиссёр пытается показать нам происходящее глазами такого больного, в многих других картинах это снято более талантливо, чем здесь. Есть лишь одна вспышка — когда героине якобы по ошибке дают огромную дозу сильного лекарства, от которого случается приступ. Может, Содерберг не очень этого и хотел? Ведь по его версии пациентка Сойер не так уж больна, хоть и не совсем здорова — так, что-то среднее (ну допустим, в его реальности такое возможно). Может быть. Ведь главный сюжетный поворот там в другом — борьба с реальным преследователем (сталкером), который «вдруг» оказывается сотрудником центра (поначалу ты в это вообще не веришь). И в этой борьбе — буря чувств, нездоровая любовь сталкера, его попытки что-то доказать и страх и ненависть Сойер, различные их вариации и просто сопротивление тем силам, которые пытаются откровенно сломать её жизнь. То есть уже не попытки напугать зрителя, а мелодраматизм и психология. Тонко, но увы, кое-что портит впечатление от этого — ладно, есть там какие-то штампы (где-то там героиня не приканчивает вовремя злодея, оставляет его в живых, а потом сама и с пыхтением вынуждена от него в диком страхе убегать), но в каких-то сценах просто движения персонажей второго плана просто механические. Даже не как у актёров студенческого театра, а и похуже. И это в Голливуде и у вот такого режиссёра-мэтра! Удивительно! И он даже не может оправдаться, что так и было задумано — не убеждает.
Кстати, и в полной мере симпатий Сойер у зрителя не вызывает — она человек далеко не во всём положительный по тем или иным параметрам, да и поступки характеризуют её не как рационального и здравомыслящего человека, что тоже портит впечатление.

Так что в целом «Не в себе» — фильм, который не развлекает, он даже вводит в большой стресс, но и всё же затем выводит из него в катарсис. Заставляет ли он ещё задуматься о тонкой грани безумия и здоровой психики? Ну да, и это тоже. Если вам вообще интересна эта тема, то она изящно и относительно по-новому здесь обыграна и наблюдать за развитием событий — дело захватывающее, а в концовке и вовсе вплетаются элементы детектива. Эмоциональное воздействие картина оказывает довольно надолго и пусть это не артхаус, но и чуть качественнее, чем массовое кино — некий продуманный баланс, которого создатели явно пытались добиться и вроде бы добились.
Оценка: 8 из 10.


https://www.om1.ru/afisha/news/137131/
Tags: Кино, Ом1, рецензия
Subscribe

Posts from This Journal “рецензия” Tag

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments