kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

Круче «Баварии» и «Манчестера»


В киноцентре «Вавилон» начался прокат спортивной драмы «Тренер» (12+) - первого фильма Данилы Козловского в качестве режиссёра, но сам же он и сыграл там главную роль. Подобных примеров в истории мирового кино, конечно, не так много, но и весьма немало. По сути одновременно быть в кадре и за кадром, быть участником процесса и одновременно направлять его – дело непростое. Но субьективно – Козловский в таких обстоятельствах как минимум не провалился, а тем более за плечами у него были Никита Михалков в качестве продюсера плюс другие продюсеры той же обоймы, что делала «Экипаж» (6+), «Легенду № 17» (6+) и «Движение вверх» (6+).
Что такое футбол в России – об этом хоть и не до самой глубины и не с научной въедливостью, однако более-менее старательно Козловский постарался порассуждать в фильме, но не закадровым текстом, а диалогами героев. В том числе своего собственного – игрока Юрия Столешникова, который волею судеб становится главным тренером команды ФНЛ – то есть не самое «болото» и низы, но и не элита. Если помните, это всё можно считать отзвуком фразы главного героя фильма «Духless» (18+): «Я хочу, чтобы «Спартак» и ЦСКА играли друг с другом, как «Милан» с «Интером». Утопия? Скорее всего. Понятно, что тогда фразу в уста персонажа Козловского вложил сценарист и автор книги-оригинала, но сам порыв...
Как известно, до выхода фильма его ожидание ознаменовалось скандалом с Козловским и его фразой в интервью про «одну злобу и ненависть в России». Мол, на предпоказах зрители фильм приняли плохо. Ещё одному титану искусства не повезло с народом и публикой, да. Бывает. Кто прав в этой ситуации? Публика, которая изначально критично относится к российскому кино (хотя исключения и кассовые рекорды при этом у него в последнее время бывают) и которая безжалостна к любым огрехам? Или обидчивый мастер, который болезненно относится к любой критике (которая не так уж удивительна, если учитывать, что как у режиссёра у него дебют)? Непонятно. Плюс с другой стороны известен отзыв актёра Александра Ильина (он сыграл лидера фанатов), которым он поделился в интервью «Ом1» совсем недавно: «Такое ощущение, что Данила работал режиссёром всю жизнь... Но у меня общее впечатление от съёмочной группы – что Данила сумел собрать очень приятных людей, парней и девчонок. Это были отличные время и атмосфера. Очень дружелюбная. И всем всё нравилось. Все хотели работать, несмотря на то, что и сложно было, и жарко. Где-то холодно, где-то не спали. Куча сложностей, потому что самое сложное в кино – это ожидание. И несмотря на это у всех самоотдача была полнейшая. И каждый был на своём месте». Ильин тогда ещё добавил том, что Козловский сам хорошо разбирается в футболе, правда, неизвестно, за какой же всё-таки клуб болеет.
Описывая фильм и впечатления от него, всё же нужно разъяснить сюжет. Итак, Столешников из-за драки с болельщиком на матче сборной с Румынией оказывается дисквалифицирован аж на два года. Уже какие-то драконовское наказание — неправдоподобно. К тому же матч непонятный — нам не объясняют, был ли он каким-то решающим для отбора на чемпионат мира, скажем, либо просто товарищеским. Герой не забивает пенальти — и следуют скандал и крах карьеры (на клубном уровне он играл за «Спартак»). Проходит два года — его неожиданно зовут стать главным тренером в некую команду «Метеор», которой в реальном российском футболе не существует. Уже потом нам объясняют, что команда из Новороссийска, а там всегда если и была команда (и в том числе она играла в высшей лиге), то называлась «Черноморец». «Метеор» вышел в ФНЛ и вот оказался заинтересован в Столешникове — президент клуба, кстати, молодая женщина (Ирина Горбачёва) и, что интересно, одновременно она и дочь мэра. То, как Столешников получал тренерскую лицензию (если он её вообще получал) в прошедшие два года, нам всё же не покажут — а было бы интересно. Таких фигур умолчания или несколько обрезанных диалогов (такое ощущение, что их полная версия появится, когда фильм выйдет уже в виде сериала) здесь вообще немало. А что именно ФНЛ — понятно, тренера-дебютанта вообще ряд ли кто-то может позвать сразу главным тренером, а сразу в премьер-лигу и тем более.
Тут небольшая оговорка. Скандал на старте из-за пенальти в непонятном, возможно, непринципиальном матче — как раз желание показать, что таким или иным образом к этому взрыву эмоций игрок уже всё равно шёл. Что именно таков его характер — взрывной, где-то бешеный, неуёмный, неспокойный. Похожий на характеры многих других героев Козловского. Возможно, таков в жизни и сам актёр? Такое ощущение, что да.
Процесс собственно начала тренерской работы героя и далее на самом деле показан с большим количеством штампов, которые в общем-то было можно бы предсказать: попытка заставить игроков тренироваться по максимуму, да и играть с полной отдачей, конфликты, околофутбольно-хозяйственные проблемы, неудачные матчи (а из-за них — рефлексия и срывы). Штампы можете ждать и в матче-апофеозе, когда «Метеору» в Кубке России (вот интрига и ирония судьбы — но тоже ожидаемая) придётся сыграть со «Спартаком» - назасчитанный коварным судьёй гол, интрига до последних секунд, необходимость отыгрываться с 0:2... Уже весело становится, когда с первого матча «Метеора» фанаты кричат в адрес главного тренера «Стола — пёс!» Аналогия с Валерием Газзаевым, когда он тренировал ЦСКА, почти полная, только один нюанс — Газзаева так обзывали фанаты соперничающих клубов.
Роскошный момент — тренировка в порту, когда фоном режиссёр ставит джазовую музыку, а в кадре при этом футболисты катают огромные шины от грузовиков. Ну почти что как легендарные «баллоны» Крикунова в хоккее! Становится ещё веселее.
Цитата
- Все слышали президента клуба? Продолжаем. Мёртвые не потеют!
Впрочем, это совсем не комедия. Элементы юмора в большинстве массовых фильмов в современном кино стали уже общим местом и даже подмечать их как какую-то особенность перестало иметь смысл.
Зритель неискушённый во многое не вникнет и претензий не предъявит. Более искушённый — начнёт задавать неприятные вопросы. Скажем, где это видано, чтобы главный тренер не пришёл на тренировку своей команды, а потом вдруг всё же на ней появился, но... в дупель пьяный и устроил скандал. Или эпизод, когда футболист сам поставил у букмекеров на поражение своей команды, поучаствовал в «сливе» матча, но... после этого в команде он всё равно остаётся и даже о каких-то санкциях против него нам ничего не говорят. Простите, но это уже перебор! Может, в том числе и отсюда фраза про «злобу и ненависть»?
Напомним, что одного из футболистов сыграл футболист реальный — омич Дмитрий Сычёв. Увы, но текста ему практически ему не дали — сам ли он так пожелал из скромности или вс-таки это решил режиссёр, непонятно. Но по крайней мере на поле в игровых сценах он действительно хорошо заметен. Вообще же сам футбол здесь снят качественно и убедительно, но некой чёткости и наглядности кое-где всё же не хватает. Баскетбол или хоккей в «Движении вверх» и «Легенде № 17» действительно сняты ярче, вот там от них бегут мурашки.
Фильм в целом — сплошные столкновения характеров, а не просто матч за матчем. Конфликты где-то на ровном месте, компромиссы, стремление главного героя обязательно кому-то что-то доказать — очень много психологической игры. Так что если взглянуть и поразмыслить, то каких-то смысловых слоёв в «Тренере» сразу несколько. Ну а один из главных — стремление Козловского доказать скептикам, что Россия всё-таки является футбольной страной. Несмотря на все проблемы и грязь, которые действительно имеются в её футболе (от нечестного судейства и интриг до просто воровства денег).
Цитата
- Футбол в России, Юра — это выжженная земля, покрытая трёхметровым слоем говна. Никому он здесь не нужен.
- Нужен. Вот именно сейчас — нужен.

Так что и за это, и за знаменитую песню «Последняя поэма» в трогательной версии фанатов «Метеора», и за хороших актёров, собранных в слаженном ансамбле — от Вержбицкого и Смолякова до Владимира Ильина — создателям в любом случае спасибо. Учитывая все названные минусы. Мы не знаем, получится ли в дальнейшем из Козловского маститый режиссёр, который будет любимцем фестивалей или рекордсменом кинопроката по сборам, но первый блин у него получился всё-таки не комом.


Оценка: 7 из 10.
Tags: "Спартак", Кино, Кубок, Михалков, Ом1, Футбол, Хоккей, рецензия, футбол, чемпионат
Subscribe

Posts from This Journal “рецензия” Tag

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments