kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

Categories:

Гонка обречённых...


В киноцентре «Вавилон» начался прокат российского фильма «Собибор» об одном из малоизвестных эпизодов Второй мировой войны. Увы, картина попала при этом под пресс жесточайшей прокатной конкуренции с комиксом «Мстители: Война бесконечности», который вышел с ней одновременно. Соответственно и кассовый успех её из-за этого может оказаться меньше, будь ситуация немного другой. Хотя понятно, что выпустить её именно перед Днём Победы было более чем логично. Ну что ж, это всё рассуждения скорее деловые...
А что касается творчества? Это первая режиссёрская работа Константина Хабенского и при этом он сыграл в ней сам же и главную роль. Прямая параллель с Козловским и его спортивной драмой «Тренер», которая вышла чуть раньше и сейчас продолжает бороздить российский прокат. Как видим, до своих режиссёрских работ оба этих безусловно талантливых актёра дозрели в разном возрасте (33 года и 45 лет) и при этом точно можно сказать — в совершенно разных сюжетах у них обоих получилось достойно. Если про Данилу говорят, что ощущение такое, что он всю жизнь постановщиком и работал, то моя оценка о Хабенском — в дальнейшем из него может получиться хороший постановщик, даже если он не поставит производство на поток, а будет всё равно чаще сниматься сам как актёр у кого-то другого.
Заранее было известно, что к фильму причастен пока ещё действующий министр культуры России Владимир Мединский. Впрочем, каким образом причастен? Скажем, на «Кинопоиске» ранее его имя из списка сценаристов согласно данным прокатчиков убрали — но, скорее всего, прокатчиков об этом попросил сам министр. Он комментировал в общении со студентами ВГИКа свою причастность скромно и одновременно как-то снисходительно: «Я не автор сценария. Я написал историю на несколько страничек и отдал её продюсеру, не синопсис, а просто историю». Очень быстро эти слова попали в прессу.
Главную же работу над самим сценарием проделали сразу четыре человека: сам Хабенский, Андрей Назаров, Анна Чернакова и такой мэтр кино, как Александр Адабашьян. Понятно, что реальную историю о восстании и побеге в немецком концлагере Собибор, где содержали и казнили именно евреев, они несколько додумали и что-то добавили, но в целом у зрителя быстро возникает ощущение достоверности.

Хабенский использовал для картины немало, очень даже немало различных штампов, которые вспоминаются о фашистах, их отношении к евреем, концлагерях, Холокосте, но не сказала бы, что такие штампы вызывают прямо-таки отторжение. Наоборот — чаще они всё же уместны.
Какие же это штампы, если для примера? Ну, скажем, в начале фильма только прибывающие в лагерь евреи подавлены, но пытаются как-то хорохориться и приспособиться к жестокой новой реальности — мол, они и тут как-то смогут жить. Среди них — героиня звезды «Матильды» Михалины Ольшанской. Она, кстати, вынесена на афишу картины вместе с Хабенским, Сергеем Годиным, Романом Агеевым и Марией Кожевниковой. По сути пять звезд фильма (известный по голливудским фильмам Кристофер Ламберт упомянут на афише, но без его визуального образа) — и неожиданно то, что одна из них, как раз та, кого играет Ольшанска, быстро погибает в газовой камере. Оригинально, но спрашивается, стоило ли брать на такую роль именно эту актрису?
Штамп по сути основной — показать немцев жестокими, безжалостными и довольно туповатыми нелюдями. С этой задачей все актёры, их игравшие, справились, кстати, отлично. Впрочем, есть одна более подробная история начальника лагеря Херцеля (Ламберт), которая хотя бы поясняет его мотивацию верного члена НСДАП и подданного Гитлера. Он рассказывает, как в молодости хотел жениться на еврейке, но его отец и не дал это сделать. Кто теперь виноват в его жестокости к евреям? Он сам? Может, Гитлер? Нет! Он в этом никогда не признается. Виноват его отец. И никто иной. Удобно. Кстати, он ещё и в лёгкой форме вуайерист. Другой относительно обрисованный персонаж — немец, который любит много фотографировать. Планирует после войны устроить фотовыставку. Вот такая интересная черта.
Есть и некоторые другие штампы, которые даже трудно конкретизировать, но они в любом случае присутствуют. Ну а показать евреев страдающими — для этого сделано многое и разнообразно. И даже в такой драме где-то найдётся место и юмору...
Цитата
- Нам нужен командир с военным опытом.
- Нормальный еврейский подход...

Но, как уже сказано, никаких художественных достоинств фильма это не умаляет. К тому же есть и красивая продуманная картинка, хорошая музыка композитора Кузьмы Бодрова и некоторых классиков, очень убедительная драматургия. Даже когда кто-то из зрителей с недоумением вопрошает - «А чего это героиня Кожевниковой весь фильм просто молча ходит?» - ты, посмотрев сам, понимаешь, что и с Кожевниковой именно так всё было задумано. Именно вот такая роль. Почти без слов. Которая, естественно, тем сложнее. Но именно концептуально такая — драма молодой женщины, которая, попав в подобный ад, замкнулась вот настолько.
Конечно, нельзя не сказать о роли самого Хабенского. Его герой Александр Печерский, попадающий в Собибор из лагеря в Минске — реальный персонаж. Как и многие тут. Его руководство коротким восстанием и последовавшим побегом — вещь, как пишут в титрах создатели, не признанная при советской власти. Его не отметили наградами, он успел после возвращения через линию фронта повоевать в штрафбате как бывший пленный, а в мирное время умер своей смертью, прожив ещё долгую жизнь. Несгибаемость, внутренний стержень, хладнокровие, лидерские качества и человеческое достоинство прототипа актёр-режиссёр где-то неуловимыми мазками, а где-то густыми передал очень убедительно.
Цитата
- Вы что, не хотите жить?
- Нет. Так не хочу.

Именно во многом факт исторического замалчивания на самом деле уникального события изначально тронуло и Мединского, и далее создателей. И они сумели проникнуться его духом и тем, что и о таком эпизоде в борьбе с врагом — даже по ту сторону фронта, и в относительно небольшом лагере (по достоверной картинке кино число узников тоже видно как небольшое, Собибор вообще нельзя сравнить с самыми известными лагерями типа Маутхаузена или Бухенвальда) — нужно очень чётко помнить и не прощать. Тем более в ситуации, когда в одной из соседних стран Гитлер стал героем, а фашизм — государственной идеологией (все мы знаем, почему и из-за кого всё это произошло).
Оценка: 8 из 10.


Бонус: интервью Хабенского Дудю.


https://www.om1.ru/afisha/news/140196/

http://mediakub.com/article/otvaga-i-otchayanie/
Tags: Германия, Кино, Медиакуб, Ом1, Пушкин, СССР, Хабенский, рецензия
Subscribe

Posts from This Journal “Хабенский” Tag

  • Киноитоги года

    Итак, за год 116 сеансов. В том числе фестивальных, когда по 2-3 фильма в одном показе, и случаев, когда смотрел один и тот же фильм по 2-3 раза.…

  • Киноитоги 2016 года.

    За год по пригласительным, пресс-аккредитации, акциям и т.д. (фестивали со свободным входом, например) сходил в кино на 92 сеанса. Это новый рекорд!…

  • Новое киновпечатление. "Хороший мальчик".

    Посмотрел ещё 12 ноября. Все восхищаются гениальным мальчиком Семёном Трескуновым, сыгравшим тут главную роль Коли. С одной стороны и роль…

  • Новое киновпечатление. "Коллектор".

    Задумка фильма "Коллектор" весьма оригинальна и чем-то напомнила голливудский фильм 2003 года "Телефонная будка" с Колином Фарреллом. Согласно ей…

  • Новое киновпечатление. "Географ глобус пропил"

    Давно хотел написать, потому что посмотрел ещё 8 ноября. Главное, что мне понравилось здесь - юмор. У главного героя (чего стоит это его обращение…

  • Архивное о кино

    Этот многоликий Фандорин Что делал Паниковский до революции? А что сделал Янковский до “Статского советника”? В 2002-м – фильм “В движении” с…

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments