kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

Шлагбаум или сотрудничество: вхожи ли омские производители в торговые сети

Экспансия больших торговых продуктовых сетей в регионы – благо или зло? Таким вопросом задаются уже давно и чаще всего приходят к выводу, что как минимум это не слишком хорошо. В частности звучат заявления, что в сети не пробиться местным производителям – а без этого им не видать и хороших продаж. Что отражается в итоге и на налоговых поступлениях в бюджет. Редакция ИА «Город55» заинтересовалась вопросом и выяснила, насколько успешно омские производители работают и с федералами, и с международными игроками сетевой торговли.

Официально
Кое-что об общей ситуации «Городу55» пояснили в областном Минэкономики. По информации ведомства Росстат не ведет раздельный учет розничного товарооборота по уровням торговых сетей (будь то международные, федеральные или местные). Всего на территории области сейчас работает более 140 розничных торговых сетевых компаний.
По данным Росстата, на долю всех торговых сетей (международных, федеральных и местных) в первом квартале 2018 года пришлось 39,7 % от общего по региону розничного товарооборота пищевых продуктов (включая напитки и табачные изделиям). И эта доля постепенно снижается: в 2016 году она составляла 41,5 %, в 2017 году – 41,0 %.
В сравнению с Омской областью в соседних регионах значение данного показателя по итогам также первого квартала 2018 года таково: в Новосибирской области – 48,6 %, в Томской – 64 %, в Тюменской – 40,3 %.
Росстат также не предусматривает статистический учет уровня присутствия товаров местных товаропроизводителей в торговых сетях. Но в рамках работы по исполнению продуктовых контрсанкций, введенных в 2014 году министерство периодически проводит мониторинг уровня представленности омских продуктов в крупных торговых сетях, в том числе федеральных.
По его результатам известно, что в среднем доля местной продукции в сетях составляет по хлебу и хлебобулочным изделиям 99 %, курятине – более 80 %, говядине и свинине – 55 - 65 %, молоку – около 70 %, сливочному маслу и пшеничной муке – порядка 55 %, куриным яйцам и колбасным изделиям – около 90 %. То есть показатель весьма солидный.
По оценке ведомства в торговых сетях продукция всех крупных и средних производителей Омской области представлена.
Взгляд поставщиков
По оценке поставщика и ритейлера Виктора Шкуренко кому-то из производителей легко работать с федералами, кому-то трудно. Для кого-то это возможности, потому они могут обеспечить большой объем реализации, для кого-то проблема вообще туда попасть.
Сети сейчас тоже заинтересованы в поставщиках, они хотят отличаться
Если у производителя есть возможность и желание работать с федеральными сетями, он и будет с ними работать. Но для этого нужно обеспечить и логистику, и достаточное количество продуктов.
Вопрос со штрафами за опоздание с доставкой товара в магазины сейчас более-менее урегулирован. Закон о торговле этому способствовал. Раньше у сетей такие штрафы бывали просто огромными.
«В последнее время я таких случаев не помню. Только «Холди» использует это иногда, потому что у него просто нет денег, чтобы платить поставщикам. Они используют любую возможность, чтобы не платить. Это немного другая история», - уточнил бизнесмен.

Виктор Шкуренко
Понятно, что крупным местным производителям с федералами работать проще. Во-первых, у них есть специальный персонал, который общаться с этими сетями. Во-вторых, есть достаточные товарные запасы, чтобы обеспечить поставки в объемах, прописанных в договорах. В-третьих, у них есть достаточно финансов, чтобы дать сетям отсрочку платежа за товар. Ну и налажена логистика.
Нельзя представить ситуацию, когда некий мелкий производитель понимает, что не охватит своими поставками магазины какой-то сети во всем городе, а просит дать ему возможность поставлять товар, скажем, в десять магазинов в одном из округов. Сети так не делают и такой возможности ему никогда не дадут. Либо весь город – либо ничего. В разных городах какая-то часть ассортимента у сети местная и часть – единая на всю страну. Но поставлять что-либо только в точки одного округа города – невозможно в принципе.
Поэтому чаще всего если производитель небольшой, то ему и нет смысла входить в федеральные сети. Для начала лучше попробовать поторговать на другом уровне. Есть уже много специализированной розницы, есть социальные рынки, мелкие производители этими возможностями и пользуются. Кто-то открывает свои небольшие павильоны недалеко от тех же сетевых магазинов. Не всегда стратегия продвижения продукта связана с федеральными сетями.
Наценка, которую ритейлеры делают на продукты поставщиков, может составлять от 0 до 100%. Скажем, без всякой наценки могут продаваться сахар или курятина. Товаров, которые продаются с наценкой от 80 до 100%, мало, и это уже не продукты питания. Это может быть, например, чайная ложка. Что касается продовольствия, то там наценка доходит обычно максимум до 30%.
В местной сети «Низкоцен», которая принадлежит Виктору Шкуренко, и сети торговой группы «Наш магазин», где он является акционером, а главный владелец – Дмитрий Шадрин, на самом деле никогда не оценивали долю продуктов местных производителей у себя.
«Это довольно бессмысленно, потому что, например, смотрите. Есть американская компания «Пепси», у которой в Омской области есть завод по производству молока и молочной продукции под брэндом «Домик в деревне». Кем его считать – американским производителем или омским? К тому же работать с крестьянином, который где-то в сельском районе производит молоко в условиях антисанитарии и гордится этим – это одна история. Работать с американской компанией, которая тоже производит здесь молоко и на 100% гарантирует качество – другая история. Мало того, крестьянин делает это молоко где-то в Черлаке и не платит налогов вообще, а «Пепси» и принадлежащий ему «Вимм Билль Дан» платят налоги», - отметил Шкуренко.
Депутаты в Заксобрании периодически поднимают вопрос о некоем квотировании омских товаров в сетях, но по оценке предпринимателя это глупость, потому что непонятно, как такое соотношение считать – ходить по магазинам с линейкой и создавать новую ораву проверяющих чиновников?
«Как правило подобными вещами занимаются неудачники-демагоги из числа производителей. Такие дурачки, которые вместо того, чтобы производить, бегают по министерству сельского хозяйства, с журналистами общаются иногда… В Омской области такие есть. Да и вообще везде. А есть производители, которыми можно гордиться. Например, «Сладонеж», «Ястро», Любинский молочноконсервный завод. Они же не бегают по министерствам, люди просто работают и их продукция продается не только в омских магазинах. Но и в московских, например», - добавил поставщик.
Еще один момент – мелкие производители часто работают без НДС, они по закону имеют на это право. Сети так не могут. В результате сети должны, покупая что-то у таких производителей, платить НДС за них. В размере 18%. А если купит маленький магазин, то он тоже не заплатит НДС. То есть, работая без НДС, малый бизнес имеет совсем небольшие шансы начать работать с сетями.
А вот что рассказал руководитель отдела продаж ИП Афанасенко Иван Тепляков:
«Мы сейчас на стадии входа в федеральные сети. Если точнее, то две, которые представлены в Омске. Диалог мы ведем. С этим никаких особых проблем не испытываем. Никаких сложностей не возникает, если знать, что делать и как делать. Когда отладим работу с этими двумя сетями, то затем будем выходить и на другие. Уже по России».
Тепляков уточнил, что фирме удобнее поставлять продукцию в распределительный центр (РЦ), который есть у каждой сети, а не развозить ее в каждый магазин города самой. Пока, например, для «Магнита» в Омске она будет возить продукцию только в его гипермаркеты. По завершении тестового периода и если получится хорошая динамика продаж, договор будет продлеваться уже с выходом на РЦ, так как логистические возможности ИП сейчас не позволяют доставлять продукцию во все омские магазины «Магнита», это на данном этапе просто невыгодно.
Поставщик в диалоге изначально выслушивает требования сети.
«Но я не альтруист, я готов закладывать все их требования в стоимость продукта. В дальнейшем я узнаю, какова у них средняя наценка на эту группу товаров, вхожу в ассортиментную матрицу и могу регулировать цену только предоставлением каких-то акционных товаров. То есть «жёлтый» ценник, дегустации и так далее. В некоторых случаях сеть устраивает что-то вроде «чёрной пятницы». То есть поставщик в наценке опускается на 15%. И у самой сети снижение наценки может доходить до 10%. То есть для покупателя суммарная скидка может составить 25%», - рассказал Тепляков.
Как добавил представитель компании, вообще же цену при первых переговорах озвучивает поставщик, а сеть озвучивает условия, на которых готова рассмотреть его продукцию. Либо это листинг, либо «входная плата», либо бонусы, либо что-то еще. И уже поставщик оценивает, выполнимо это для него или нет. Если да - то он примерно оценивает, в какую стоимость это будет обходиться. Все это включается в цену продукции. Однако ничего невыполнимого там нет.
Ответ сетевиков

Руководство сети «Лента» сообщило нам, что в омских магазинах доля компании доля товаров местного производства в среднем составляет около 25%, при этом в некоторых категориях превышает 60% (хлеб, выпечка, торты, шоколадные и кондитерские изделия), а в овощах и фруктах достигает 100%.
«При выборе контрагентов мы ориентируемся на оптимальное сочетание цены и качества, поставщик и его товар должны соответствовать действующему законодательству по безопасности продукции, её упаковки и маркировки, а также должен быть готов обеспечить бесперебойные поставки определённых объёмов продукции», - отметили в «Ленте».
Примерно столь же расплывчато о работе с местными поставщиками ответили представители сети «Metro Cash & Carry»: «В своей работе с поставщиками «МЕТРО» руководствуется российским законодательством, полностью соблюдая его положения, исходя из единого подхода к заключению договоров и дальнейшему сотрудничеству, прикладывая максимальные усилия к построению взаимовыгодных партнерских отношений со всеми поставщиками».
Что же касается доли товаров омских производителей в здешних магазинах сети, то она составляет лишь около 10%.
Таким образом становится понятно: омские производители работают с и с федеральными, и с международными сетями довольно успешно, но вопрос в том, что не все – удобнее и проще это делать крупным и средним игрокам. Пресловутая «входная плата», которую так много критиковали раньше, сейчас уже не такое непреодолимое препятствие и если производитель поставил себе целью войти в какую-либо сеть, проведя переговоры, он вполне может этой цели добиться.



https://gorod55.ru/news/economy/04-06-2018/v-setyah-torgovli-omskie-proizvoditeli-v-federalnom-riteyle
Tags: Город55, экономика
Subscribe

Posts from This Journal “Город55” Tag

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments