kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

Как омский режиссёр не договорился с Мураками





Режиссёр Борис Гуц снял мультфильм «Третий лишний» по рассказу Даниила Хармса. В картине снялись… Эван МакГрегор и Кортни Лав. Точнее, были использованы их изображения. Произведение уже поучаствовало в нескольких фестивалях и готовится в сентябре отправиться в Нью-Йорк на большую выставку искусства. Я встретился с Борисом и побеседовал о тонкостях творческого процесса.

- Можно так понимать, тебе снова захотелось чего-то оригинального?

- Именно так. Идея пришла как обычно ниоткуда, у меня скопилось много глянцевых журналов. Выкидывать было лень и жалко – увидел, что столько хороших фотографий. Прямо так и хотелось, чтобы они ожили. Коллеги, которые занимаются разными компьютерными эффектами, сказали: «Да это вообще легко сделать». Так появилась мысль сделать мультфильм концептуально такой, чтобы использовать в нём только вырезки. Интересно было самому себя загнать в такие рамки. Есть такой метод в мультипликации, скажем, Гарри Бардин по нему делал картины из верёвочек, проволочек. Я увидел, что эти вырезки очень даже мультигеничны. Потом стал искать историю. Сначала была одна, потом другая - я уже вырезал 13 героев. Могло быть двенадцать апостолов, которые издевались бы над Моникой Беллуччи в образе Марии Магдалины. Вырезка Беллуччи была из её фотосессии - что-то среднее между порочностью и святостью. Потом мне это не понравилось. В итоге я открыл рассказ Хармса «Помеха» и понял, что это именно то, что нужно и к тому же прекрасно отражало мою жизнь в то время.

От идее до воплощения прошло четыре года, а сам фильм был сделан за три месяца – подготовка героев, съёмки и компьютерная обработка.

- Бюджет, наверное, смехотворный?

- Очень даже. Я даже не считал. Конечно, там оплачивалась работа видеоинженеров… Ну всего тысяч пять, наверное. Хотя сейчас это ещё проще, я бы сам всё сделал на ноутбуке. Есть программы, которые делают так называемый морфинг лица – оживление обычной фотографии. У меня была покадровая съёмка, мне важен был некий объём, чтобы не терялся воздух – там же всё происходит в комнате. Не секрет же, что в анимации 3D воздуха нет – кроме фильмов «Пиксара», какого-нибудь «Валл-И». А когда куклы выстраиваются на декорации, воздух чувствуется, смотреть живее. Наши российские 3D-аниматоры мучаются, им технологии не позволяют сделать живую картинку.

- Немой фильм принципиально?

- Да. Озвучить было нетрудно, хотелось сохранить некий дух ретро, сумасшедшинку Хармса, которая даже в диалогах – они ведь почти не изменены. Плюс музыка – её бы речь разрушала. Чем я полностью доволен – достигнутой с помощью музыки гнетущей атмосферой.

- А что за музыка?

- Это норвежец Ян Гарбарек, известный авангардный джазмен, саксофонист.

- В скольких фестивалях поучаствовал фильм?

- Всего в шести-семи, точно не помню. Сначала – питерский, «Izolenta», там он получил специальный приз за новаторство. Потом в 2008 году пригласили на Первое московское международное бьеннале современного искусства – огромное мероприятие, около 300 участников в разных жанрах. Там уже фильм попал в каталог Государственного центра современного искусства, что стало официальным признанием современных российских художников. И вот теперь в сентябре будет участвовать в выставке «Scope» в Нью-Йорке – там показывают и продают разные записи, картины и их можно покупать. Еще были фестивали в Волгограде, Петрозаводске, Москве. В последний раз ездил на фестиваль в Челябинск, где уже решил, что надо отпускать фильм, чтобы он жил своей жизнью, и делать что-то новое. Сейчас он идёт в большой программе современного российского искусства в столичной галерее «Fabrika». Также пришло приглашение от галереи «Винзавод». Для них у меня есть идея, гораздо более масштабная – около 500 вырезок, это и инсталляция, и различные сопутствующие медийные проекты. В проекте будет использована музыка Аркадия Шилклопера – очень красивая космическая.

- Почему в фильме такие злодеи-милиционеры?

- У Хармса это намёк на оперативников их НКВД, которых приводит дворник и они арестовывают героев.

- А в головах-телевизорах у них – Путин, Бен-Ладен, Гитлер … - для большей иронии?

- Да, там ещё и такие же проявления зла, как Буш, Дарт Вейдер и Фредди Крюгер. На два фестиваля, кстати, из-за Путина фильм не взяли. Это тоже было забавно.

- Ну а то, что у героев МакГрегора и Лав русские фамилии – буквальное следование тексту Хармса?

- Да, отступать не хотелось. Кстати, фильм сразу был переведён на английский. Естественно, в Америке покажут его на английском.

- Раньше у тебя была творческая группа «Молох», как она сейчас себя чувствует? И чем закончились опыты того времени с переозвучкой и перемонтажом голливудских фильмов?

– Группа существует и сейчас, в неё входят или выходят разные люди. Кто хочет со мной работать или кого я хочу видеть своими единомышленниками. Сейчас это три человека – оператор, видеоинженер и художник. Плюс я и моя жена, которая делает для большого количества мультфильмов куклы. Что касается проекта «Трансформация», где мы сделали фильм «Золотой храм» (видеоряд был взят из фильма «Жена астронавта» - К.Я.), то была ещё одна идея. С текстом Харуки Мураками «Слушай песни ветра». Там должны были участвовать Мэтт Дэймон и Бен Афлек. В основе был «Умница Уилл Хантинг», плюс «Догма», немного «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» и «В поисках Эмми», «Джерри» Гаса Ван Сента. Роль радиодиджея должен был исполнять Геннадий Бачинский. Всё очень хорошо ложится, но как-то дело заглохло, хотя был выход и на Мураками. Он оказался против – сказал, что вообще не приемлет никаких экранизаций. К тому же погиб Геннадий Бачинский. «Золотой храм» же должны были издавать на DVD в серии «Другое кино», но юристы не смогли договориться с правообладателями.

- Получается,  с того времени ты всё же опасливее стал относиться к чужим авторским правам?

- На самом деле всегда хотелось избежать лишних проблем. И вообще лучше делать свое. Последнее по времени, что я сделал – анимационный клип для московской певицы Алины Орловой на кавер-версию песни «ДДТ» «Летели облака» – он полностью оригинальный. Это приносит больше удовольствия.

- Общаешься ли сейчас со своей прежней японской соратницей – Садако Имамурой – либо это была такая мистификация?

- Да, конечно, это была мистификация. (Смеется).

- Ну да, теперь-то я знаю, что это героиня фильма ужасов «Звонок».

Фильм можно посмотреть по адресу: www.youtube.com/wats?v=aiNX1uWk4Gs

Tags: Борис Гуц, Город55, Кино, Омск
Subscribe

Posts from This Journal “Борис Гуц” Tag

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments