Сюжетная идея не нова, потому что это ремейк картины 1982 года «Обратный путь». Снять его Галло захотел чуть ли не в детстве, когда увидел оригинал. Здесь действие не перенесено в наше время, как это бывает с различными ремейками — это всё так же 70-е годы и по внешнему виду героев, и по интерьерам и технике.

Де Ниро сыграл жуликоватого продюсера Максвелла Барбера, владельца маленькой кинокомпании «Чудо», чей последний провокационный фильм «Монашки-убийцы» комично провалился в прокате. В самом начале нам показывают акцию протеста неких монашек и священника, которые по-настоящему обиделись на такое надругательство над верой и служителями культа и явно для большего комизма ходят и скандируют с транспарантами по кругу у входа в кинотеатр.
После такого фиаско продюсер оказывается в двух днях от смерти: он докатился уже до того, что на сьёмки провалившегося фильма брал деньги взаймы у негритянского мафиози Реджи Фонтейна. Правда, тот сам матёрый киноман и опять же комичнейше постоянно сыплет сравнениями про всё подряд с эпизодами из различных классических картин Голливуда. И это обстоятельство, как увидите, потом ещё сыграет огромную роль в финале. Деньги по мерками 70-х годов большие — 350 тыс. долларов. Как отдавать — непонятно, но чудесным образом подворачивается спасательный круг — молодой и намного более успешный продюсер Джеймс (Эмиль Хирш), уже потомственный киношник, которого Барбер знает ещё со времён, когда тот был ребёнком. Он хочет заполучить очень хороший сценарий «Парадиз» , права на который давно принадлежат Барберу и с которым можно замахнуться на «Оскар». Ещё не оформив договор, он уже начинает по нему сьёмки и... по сути тут же наталкивает Максвелла на «гениальную» идею о страховке главной звезды. Это и есть та голливудская афера. Она по замыслу и с долгом Фонтейну тоже должна очень быстро помочь продюсеру рассчитаться — как бы снимая фильм «Старейший стрелок на Диком Западе». Да-да, именно «как бы».

И уже здесь герой Де Ниро показывает двойственность своей натуры: и творца (даже если это не режиссёр, а продюсер), и бизнесмена. Это его почти разрывает. И становится тоже двигателем сюжета. Все ли продюсеры в Голливуде такие? Нет. Творец периодически берёт в нём верх даже тогда, когда нужно прежде всего как-то добыть деньги и спасти свою жизнь.
А та самая главная звезда как бы фильма — ветеран вестернов Дюк Монтана (Джонс), давно уже не снимающийся, но... Барберу он вдруг и понадобился. Сцена, как его находят в доме престарелых актёров и вытаскивают на сьёмки — целая отдельная комедия, где другие ветераны даже напомнили каких-то знаменитых «стариков МХАТа».
Цитата
- Не стреляйте! Мы продюсеры!
- Всю жизнь мечтал убить какого-нибудь продюсера.
У Монтаны свой бэкграунд (даже мелодраматический), тоже очень интересный характер и неожиданное возвращение в кино как бы и возвращает ему интерес к жизни. В какой-то момент даже кажется (правда, всё-таки ошибочно), что у него вдруг случится роман с молодой режиссёршей Меган Альберт. Её которую Барбер взял для постановки картины после довольно смешного отбора из разных кандидатур. Для неё он самый настоящий кинокумир с детства и образец настоящего мужчины.
Словом — ещё одно кино про кино, напомнившее и про относительно недавнее «Однажды... в Голливуде». Напомнившее именно при первом появлении Монтаны. Несмотря на «чёрный» юмор и почти отчаянное положение Макса, в целом «Аферу» с историей Тарантино (за исключением своей концовки она более лёгкая) роднит и тема кино, и всё же беззаботность, и романтизация того времени — 60-70-х. В этом и прелесть.
И если говорить ещё об одном кино про кино - «Да здравствует Цезарь!» братьев Коэнов — то вспомнилось здесь и оно. Его главного героя, Эдди Мэникса, в сцене ближе к финалу Барбер своим монологом, обращённым к Монтане, где требует доделать его работу наутро в последнем дне сьёмок, напоминает просто один в один! И в ней он почти кричит и как творец, и как киноделец — в потрясающе едином порыве. Потрясающе убедительно.
А фраза в одной из сцен «Нам тут не индейцы не нужны» явственно напомнила и ещё один фильм Коэнов — знаменитое «Старикам тут не место». Просто из-за названия, конечно..
Стоит упомянуть и ещё об одной актёрской работе — Зака Браффа, сыгравшего второго продюсера, Уолтера, племянника Барбера. Он, похоже, и задуман был, и получился немного недотёпой, который прекраснодушен, наивен, по натуре совсем не такой аферист и хитрец, как его дядя, но и не такой искушённый киношник. Но задатки неплохие и герой как бы обещает, что и ему самому удадутся в будущем какие-нибудь незаурядные фильмы.
Оценка: 8 из 10.
Journal information