kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

Categories:

Закат империи: Театр Вахатангова представил на гастролях в Омске историю римского цезаря




Сыгранный Театром имени Вахтангова в Омске «Ромул Великий» - одновременно «исторически недостоверная комедия», драма и размышление. Главную роль последнего римского императора в спектакле сыграл Владимир Симонов.


Театр имени Вахтангова начал свои гастроли в Омске с «исторически недостоверной комедии» Фридриха Дюрренмата «Ромул Великий». «МК» в Омске» ранее уже сообщал о старте гастролей, но при этом и побывал на спектакле и делится впечатлениями.

В главной роли последнего римского императора Ромула Августула в постановке — Владимир Симонов. Пьесы Дюрренмата — сами по себе очень интересный материал, а уж тем более в исполнении такой маститой труппы «Ромул» получился крайне любопытным. И режиссёр Уланбек Баялиев спрятал под вывеской комедии намного больше, чем просто юмор Дюрренмата — тут вам ещё и драма, и мелодрама. Скажем так, в первом действии веселья намного больше, во втором — свет как будто медленно и постепенно гаснет, символизируя будущие Тёмные века.

Действительно нет смысла рассматривать постановку как реальную историю о падении Римской империи — уже если вспомнить, что в 476 году настоящий Августул был совсем юн. Это очень вольная и при этом философская и задорная импровизация на тему тех событий. Комедийный Ромул уже в весьма в солидном возрасте, например, его дочери Рее (Евгения Ивашова) уже 20 лет.

Всё начинается с раненого гонца Спурия Тита Мамма (Виталий Семёновс) — он же префект кавалерии. Со срочным донесением об очередном успехе врага — германцев — он вязнет в имперских бюрократии и церемониях. К императору его пускать не хотят.

Цитата

- Стало быть, в течение ближайших дней?

- В течение ближайших недель.

- О Великий Рим! Ты гибнешь из-за двух лакеев!


На первый взгляд Ромул — человек вообще не созданный для управления государством. Комичнейшим образом он увлекается куроводством. Сцена утром за завтраком, когда выясняется, что своих кур он назвал в честь предыдущих императоров — от Августа, Тиберия и до Марка Аврелия и... ещё и германского вождя Одоакра, вызывает просто дикий смех. Антураж крестьянского хозяйства с, например, тюками сена как важной части сценографии вообще символичен...

Тут же есть смысл оценить и костюмное решение — оно получилось весьма эклектичным. У Ромула тога в чём-то выглядит и как юбка, костюм императора Восточной Римской империи Зенона (Владислав Демченко) — как будто халат без пуговиц, да ещё и с перьями, а германский фабрикант штанов Цезарь Руфф (Евгений Косырев) — типичный буржуа XIX века в брюках, пиджаке и шляпе-котелке.

В диалогах первого действия создаётся общее настроение происходящего — империя гибнет, но герои относятся к этому одновременно без трагизма, почти обыденно и с юмором. Казна пуста, министр финансов сбежал, император для срочных расходов отдаёт камердинеру по нескольким золотым листочкам со своего венца правителя и понемногу распродаёт бюсты поэтов и философов антиквару Аполлиону (обычно его играет известный и по дубляжу многих иностранных фильмов Олег Форостенко, но в Омске роль исполнил более молодой артист). Вот из таких кусочков и складывается общая мозаика...

Более того — к концу первого действия от Ромула складывается впечатление, что он правитель, который сознательно не пытается спасти то, что обречено.

Цитата

- Ты пораженец.

- Я просто считаюсь с фактами.


Зато при этом Ромул рассуждает, что пусть лучше германцы переймут культуру у римлян, чем создадут свою. Такое ощущение, что Дюрренмат любопытнейшим образом сплёл в пьесе политические и культурные смыслы и времён позднего Рима, и своего времени, и эпохи становления капитализма. Касаемо последнего — уже названный Цезарь Руфф в своих рассуждениях выступает прямо как его яркий трибун, почти идеолог. Он ведь хочет спасти империю, купив её. И фактурно своей мощной комплекцией он тут очень подходит — подбор артиста на роль оказался очень точен.

Во втором действии — больше драматизма, больше мрачности и... раскрывается истинная сущность последнего императора, его тайный план. Символично, когда один из придворных вытаскивает тюки с сеном прямо из-под него — этакое выбивание почвы из-под ног у негодной власти. Очень интересна трактовка образа Одоакра (Максим Севриновский) — неожиданно никакой дикости, сплошной аристократизм, вождь в данном случае желает вместе со всеми германцами войти в подданство к императору, но... того ещё надо на это уговорить.

Подводя итог увиденного - «Ромул Великий» получился у вахтанговцев вещью одновременно комичной, пронзительной, поучительной, заставляющей задуматься и непредсказуемой. Стоит лишь поаплодировать, что благодарная омская публика и сделала.


https://omsk.mk.ru/culture/2021/06/16/zakat-imperii-teatr-vakhatangova-predstavil-na-gastrolyakh-v-omske-istoriyu-rimskogo-cezarya.html
Tags: МК в Омске, Москва, рецензия, театр
Subscribe

Posts from This Journal “театр” Tag

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments