kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Искусство


Извиняюсь за блик на этой фотке - без вспышки долбаный фотоаппарат не снял :-((
Это мой материал на "Городе 55" про омского художника, а на фото - его знаменитая картина "Кузькина мать"
Автор «Кузькиной матери» издан в новом альбоме-каталоге

В Доме художника прошли сразу два события, посвящённые известному омскому художнику Николаю Горбунову — открытие его выставки и презентация его альбома-каталога. Кроме того в программе мероприятия прошло обсуждение на тему «Омский эстамп».

Сам Николай Григорьевич умер в феврале этого года, так что собравшиеся художники, музейщики и искусствоведы ещё и просто поделились воспоминаниями о нём — весёлыми или серьёзными, довольно подробными или сжатыми.


Галина Гурьянова, доцент художественно-графического факультета ОмГПУ: На пути подготовки каталога у меня было много различных сомнений. Потому что хороших текстов о Николае Григорьевиче существует два. Первый - Владимира Чиркова в первом каталоге 1993 года, который завершил проект фольклорного цикла художника. И очень хороший текст был написан двумя годами позже Галиной Мысливцевой — хорошо тем, что он и о графике, и о живописи. Поначалу я в них окуналась не очень глубоко и я выбрала такую стайерскую дистанцию — хотелось постепенного медленного повествования о творчестве. Ну вот мой текст написан и для меня прошло некое открытие мастера. Он был мне знаком как человек, преподаватель. Мало что было известно в начале 90-х и про омскую живопись, и тем более про графику.



Выделю его картину «Портрет интеллигента». Она относится ко времени, когда стали появляться люди в малиновых пиджаках и считаю, абсолютно передаёт то угнетённое состояние интеллигентного человека, которое было тогда.

Тамара Галиева, декан факультета искусствоведения и культурологии Уральского федерального университета (Екатеринбург): Мне очень приятно быть здесь. Знаю, что город богат художественными традициями, талантами. Мне очень импонирует мысль об изучении регионального искусства — я считаю, что это очень правильное название. Потому что зачастую раньше всё, что происходило за пределами Москвы и Петербурга, обозначали одним словом «провинция». Ну а какая же провинция Омск и Екатеринбург? Впрочем, эта тенденция и сейчас наблюдается. Московские искусствоведы уверены, что провинция — это что-то такое недоразвившееся. С этим я категорически не согласна. Ведь в Омске впервые такой пример за пределами Москвы, чтобы был создан городской музей — местного искусства. Я посмотрела выставку — Николай Горбунов действительно очень тонкий и интересный художник. Каталог получился такой монографией и очень здорово, что туда включили не только те работы, что есть на этой выставке. Потому что это расширяет представление о нём и он действительно предстаёт как очень своеобразный и глубокий мастер. И ещё мне вдвойне приятно, что это художник-педагог. Часто работу преподавателя всё же трудно совмещать с творчеством в мастерской. Публичное часто очень захватывает. Я ещё не посмотрела статью, но, думаю, там есть информация и о его педагогической деятельности — это крайне важно. Даже для понимания общей культурной ситуации в регионе. Мне очень интересной показалась графика мастера. Его работы в меццо-тинто, литографии — просто замечательные, великолепные. У нас в прошлом году прошёл первый международный фестиваль меццо-тинто. Мне кажется, работы Горбунова обязательно должны быть представлены на следующем фестивале. Приглашаю туда и других художников, кто занимается этой техникой. Это не значит, что живопись художника хуже, она мне тоже очень понравилась. Она проникновенная и по-человечески близкая, понятная. Это всё трудные 90-е годы — и какое-то очень непрямое, метафорическое их осмысление. Очень ценное, то, что остаётся в искусстве надолго. Как мне представляется, и эти его фольклорные циклы, и образы чудаков и путешественников — не только его личное ощущение, но и некая мечта, идеальное представление, которое витало в воздухе в 90-е годы. Могу поздравить, что и вышло такое издание, и состоялась эта выставка.
Юлия Герасимова, доцент кафедры «Дизайн костюма» ОГИС: Николай Григорьевич был нашим преподавателем. Для меня это было особенно значимо. Когда мы начали с ним общаться, многих его серий ещё не было, как и того же меццо-тинто. Когда наш первый преподаватель Мажаев сказал, что он уезжает, мы прямо начали рыдать и требовать, чтобы он сам привёл кого-то вместо себя. Вскоре он объявил: «Я нашёл вам не просто хорошего преподавателя, а умного». Два года мы занимались с ним очень тесно и счастливо. Он был очень открытым и контактным человеком, отдающим себя полностью этой деятельности — так, наверное, сейчас уже не учат так, как он. Что мне очень нравилось — он не пытался нас подвергнуть, подчинить какой-то своей стилистике. Выстраивал каждого из того, что есть в самом человеке. Это было очень ценно. И в успехах нашей кафедры есть немалая заслуга Николая Григорьевича, поскольку он выучил половину её преподавателей. Научил пониманию цвета, цветовой гармонии, композиции, каким-то техникам. И мы начали перестраивать это мышление в сторону дизайна уже позже. Так что от меня ему большое спасибо.
Нина Шугаева, главный хранитель музея «Либеров-центр»: С 1992 года я работала главным хранителем Городского музея «Искусство Омска». Мы привлекали в фондовую комиссию художников. На её заседаниях было потрясающе интересно: они на равных общались и доходили до очень интересных вещей. Они все были активны: и Горбунов, и Молодцов, и Кичигин, и Ташевич... Я, приходя в мастерскую к Николаю Григорьевичу, уже знала про его живописные картины с нечистью. Он для меня был совершенно привязан к ним. И, пока он однажды подписывал бумаги для музея, я вдруг увидела у дивана лежащие меццо-тинто. Я спросила: «А чьё это?» - «Моё». «Так почему же вы их не предлагаете?» И он явно шутливо ответил: «Ты понимаешь, не покупают». И вот он дальше листает справочник по нечисти и говорит: «Вот василиск-то, понимаешь?...» - он тогда рисовал василиска. А я тогда наивно подумала: «Ой, ну как вот можно так меркантильно относиться к чистому искусству!» Да, наверное, это было таким объяснением для себя. Прежде всего он был графиком, а я-то вообще не представляла, что такое меццо-тинто, уже потом поняла. И потом на заседаниях комиссии он говорил всегда: «Нужно поддерживать графику». И я очень рада, что мы смогли меццо-тинто у него купить совсем за небольшие деньги (такая сумма в принципе для него ничего не значила) — один лист и три листа он нам просто подарил.
Гурьянова: Да, это очень хорошо, что он уже при жизни попал во все три наших омских художественных музея. И ещё в два сибирских музея. И он часто соглашался подарить работы музеям, понимая, что в своей финансовой ситуации они не могут это приобрести. Самая большая его коллекция в Городском музее — графика, очень интересная акварель. Владимир Чирков, искусствовед: Моё знакомство с Николаем случилось в конце 80-х годов, когда мы готовили первое издание по изобразительному искусству и архитектуре Омска — так называемый «Белый альбом». Сразу отметил в нём такой испытующий иронично-недоверчивый взгляд. И это желание друг друга иронично уколоть сохранилось до конца наших отношений. И при подготовке альбома сразу решили взять две или четыре его работы. Потом мы делали буклет, его первый каталог. А у меня тогда был такой период — желания умствовать. В данном случае и повод был — язычество, и как от вселенского, привычного для русского искусства уйти к какой-то «Кузькиной матери» (знаменитая картина художника - «Город 55») и в подобные темы. И я умствовал. Посмотрел эту статью недавно — и даже стало неудобно. Он был такой не наивный человек, и эта его языческая чертовщинка — что-то в ней было от героя его же картины Касьяна. Он к сожалению, в какой-то момент «завязал» с меццо-тинто, но уверен, если бы он продолжил им заниматься, то стал бы одним из его мэтров в России. Потому что безусловно этот талант и предрасположенность к глубоким серо-чёрным тонам с уходом полностью в черноту великолепно ложились на эту технику.
Екатерина Богачик, дочь художника, владелица салона «Богач» и дизайн-студии «Греви»: Галина Гурьянова сделала общую статью для каталога и ещё одну для раздела графики. Она проанализировала творчество отца. Каталог готовился месяца четыре — сразу и дизайн, и фотосъёмка работ Олегом Дергунским. Здесь же выставлены работы
В частные коллекции ушло не так много его работ: например, в Швейцарии он продал несколько, на аукционе во Франции. Есть его работы и коллекциях банков. Их мы не смогли и в каталоге отобразить. Но так его творчество больше не интерьерное, оно имеет духовную и культурную ценность - эти работы в основном музейные. Были у него и какие-то пейзажи, и госзаказы. На этой выставке из живописи 30 его работ и из графики 17. Это за весь период творчества. Графика и живопись для него были одинаково значимы и успешны. Он сначала добился максимума в графике и затем стал работать в живописи. Кстати, редко такое бывает.
Справка
Меццо-тинто, «чёрная манера» (итал. mezzoсредний, tintoокрашенный) — вид гравюры на металле (гравюры глубокой печати). Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений— штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. 





Tags: Екатеринбург, Москва, Омск
Subscribe

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments