kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

  • Mood:

Музыка

Прошлогодний материал для "Города 55" о Спивакове. 
Спиваков
 
Владимир Спиваков: «Не хочу больше разочаровываться в людях»
В Омске прошёл концерт всемирно известного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под руководством народного артиста СССР Владимира Спиваков. В программе прозвучали произведения Моцарта, Гайдна и Пуччини. Вместе с оркестром здесь выступили молодые музыканты – победитель конкурса «Щелкунчик» пианист Даниил Харитонов, стипендиатка Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова виолончелистка Анастасия Кобекина и вокалистка Кристина Бикмаева.
Перед концертом же Владимир Спиваков пообщался с журналистами.
- Есть ли у вас какие-то планы по студийной работе? Собираетесь ли что-то записывать?
- Вообще мы записали очень много разной музыки – в основном для фирмы «BMG», примерно 40 дисков. Плюс мы недавно записали диск из произведений Шостаковича, мне просто этого хотелось, я считал это своим долгом. Дело в том, что буквально за два месяца до своей кончины Рудольф Баршай пришёл к нам на концерт в Цюрихе и подарил партитуру Третьего квартета Шостаковича, это была его транскрипция. Вообще это мировой шедевр на все времена, и что мне необыкновенно понравилось, когда я посмотрел партитуру – я бы назвал её коленопреклоненной работой. Обычно бывает, что за транскрипцией нельзя узнать автора. А здесь, наоборот, очень тонкая, изящная работа и абсолютно в стиле Шостаковича, тем более что Баршай с ним дружил и под его оком делал транскрипцию Восьмого квартета, который тоже стал признанным шедевром. Восьмой квартет, как вы знаете, посвящён памяти жертв фашизма и войны, но там есть ещё одна подоплёка. А именно – много лет назад, когда я работал над этим сочинением, я догадался, что Шостакович имел в виду не только жертв войны, но и самого себя. И после того, как прошло время и были опубликованы письма Шостаковича к Исааку Гликману, я вдруг прочёл в одном из писем: «Сегодня закончил Восьмой квартет. По-моему, получилось неплохо, но поскольку думаю, что не будет человека, который напишет какую-то эпитафию обо мне, это в общем реквием по самому себе». Вот такое было прозрение. Ну а Третий квартет мы писали с огромным увлечением и сыграли дважды – в Москве в зале имени Чайковского и в Питере.
- Ваш благотворительный фонд поддерживает не только музыкантов, но и художников. Кто отбирает эти работы и по каким критериям?
В ближайшее время в Москве будет фестиваль «Владимир Спиваков приглашает». Он проходит раз в два года. В этом году в его программе будет выставка в ЦДХ воспитанницы моего фонда, про которую я узнал, когда ей было 12 лет. 
Я приехал в Могилёв. И мне местная художественная школа показывала разные работы. Я их листал и вдруг вижу потрясающие вещи. Спросил: «А кто их автор?» Она стояла тут же. У нас состоялся такой диалог:
- Как тебя зовут?
- Аня Павлова.
- Ты знаешь, что такое пуантилизм?
- Нет.
- Знаешь художников Сеньяка, Серая?
- Нет, никаких работ их я не видела.
- В музее была?
- Один раз мы с папой ездили в музей в Минск.
- А кто папа?
- Пожарный.
Просто талант у неё от бога. Конечно, девочке была оказана всесторонняя помощь, она училась и консультировалась и в Москве, и в Петербургской академии художеств. Поступила первым номером в Брюссельскую академию художеств, сейчас обратно приехала к себе в город и там устроили её замечательную ретроспективную выставку в местном музее. Работы чудесные, философские, потрясающие. И вообще у нас очень много выставок бывает самых разных. И, кстати, самые интересные работы, например, с Сахалина или вообще откуда-то издалека, незамыленный глаз, что называется, у детей. Они как-то более свободны.
- Что нас ждёт на третьем конкурсе имени Янкелевича?
- Конкурс состоится, всё хорошо. Разве что будет некоторая смена декораций, в частности, в жюри не будет Брусиловского. Объясню, почему. Это была, как мне показалось, общая точка зрения людей, которые присутствовали на всех прослушиваниях. Там намечалась некоторая несправедливость. И я не люблю, когда обманывают. Ни в крупном, ни в мелком. Была какая-то ангажированность. Потому что нельзя сажать в жюри человека, у которого в конкурсе участвует сын. Это уже странно. Полностью справедливости на конкурсе, наверное, невозможно добиться, это всё-таки дело вкуса, разные школы, разные обстоятельства, даже у талантливого человека может что-то случиться в этот день – и все чувствуют, он играет хуже, чем может. А конкурс такая злая вещь, нужно всегда играть на 100 %. Как говорил сам Юрий Янкелевич: «Чтобы получить первую премию, ты должен играть на 10 голов лучше всех». Возглавлять жюри будет совершенно выдающийся музыкант – Михаил Копельман. Это тоже ученик Юрия Исаевича, он играл в квартете Бородина, в «Токио-квартете»,он преподаёт в Америке, пользуется колоссальной репутацией и уважением. Приедет Борис Кушнир – лучший педагог, как мне кажется, в сегодняшней Европе. Масса его учеников получает первые премии на всех крупнейших международных конкурсах. Причём мне очень нравятся такие люди, он проводит мастер-классы не как многие – при массе журналистов, а один на один с учеником. Ведь это прежде всего для человека, которому можно оказать какую-то помощь. Дать направление. И ещё будут два ученика Янкелевича – Ирина Бочкова и Еремей Цукерман.
- В последний раз в Омске вы представляли пианиста Филиппа Копачевского. Он должен был участвовать в конкурсе имени Чайковского. Он не попал там в лауреаты. Чего ему не хватило?
- Сложно сказать. Там, во-первых, система голосования специфическая. Считает компьютер. Но даже многие компьютерщики говорят о том, что у компьютера бывает самая точная ошибка. Что-то складывается, что-то отнимается, понять что-либо невозможно. А когда выдаётся результат, трудно дать обратный ход. Я вот против компьютеров в данном случае. Потому что мы имеем дело с живыми людьми, я понимаю, если бы компьютеры соревновались между собой… К тому же есть разные подводные течения, особенно в Москве. Почему я сам отказался от председательства в жюри этого конкурса? Не хочу больше разочаровываться в людях.
В этот раз конкурсом занимался Гергиев, замечательно, что была организована Интернет-трансляция. Но сам результат конкурса неважнецкий. Вокалисты ничего не показали, скрипачи – с трудом, первую премию тоже не присудили, у виолончелистов случился скандал и непонятно, что к чему, у пианистов победитель учится уже не нас… Плюс конкурс прошёл – и что осталось после него? В Омске выпущена замечательная книга о конкурсе имени Янкелевича, например.
- Исходя из чего вы формировали сегодняшнюю программу?
- Мне хотелось показать сегодня молодых талантливых музыкантов, которые в моём фонде долгое время, мне казалось, что очень интересный и хороший пример.
А если по композиторам, то выбираю их обычно так, чтобы соседям в программе было легко друг с другом. Если я возьму, скажем, Моцарта с Кейджем, что, конечно, возможно, то не думаю, что публика получит большое удовольствие. 
Фото Валерия Гашеева.
З.Ы. Это пиндец! Кат сломался нах, ничего не убирается! У всех так же?! 

Tags: Омск, музыка
Subscribe

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments