kirill2490 (kirill2490) wrote,
kirill2490
kirill2490

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Омский автогонщик откровенно о ситуации в своём виде спорта

IMG_1460
Самородок омских автогонок
Автогонщика Михаила Грачёва можно назвать одним из лучших омских представителей его вида спорта на данный момент. Имея за плечами опыт в картинге, за четыре года занятий гонками на кузовных машинах, он добился впечатляющего прогресса и в прошлом году стал чемпионом России по автокроссу в классе машин «Д2-1600» с объёмом двигателя от 1400 до 1600 кубических сантиметров. Кроме того он выступает теперь и в более престижных кольцевых гонках за команду известной нефтяной компании. Ближайшие старты у Михаила будут на этой неделе в Омске, где 22 июля пройдёт очередной этап чемпионата России по автокроссу.
- С чего вы начали заниматься автоспортом?
Мне было 9 лет, когда я занялся картингом. Было просто интересно заниматься в этой секции, сначала соревновался в Омске — в классе «Интерконтиненталь-С» (сейчас это KZ-2), затем ездил на чемпионатах Уральского федерального округа. Потом дошло дело и до чемпионатов России. Был перерыв в полтора года из-за травмы спины — довольно типичной для картингистов, смещения позвонков. И далее уже решил перейти в соревнования на кузовных машинах. Начал с автокросса, зимних трековых гонок. Затем в 2010 году дебютировал в кольцевых гонках.
- Чем интересен автокросс и чем — кольцевая дисциплина?
- Кросс - это то, что было доступно в Омске, на соревнования никуда не нужно было ездить. Поучаствовал, несколько раз занял призовые места. Подготовили другую машину, в 2009 году уже поучаствовал в Кубке России, стал третьим. В 2010-м в чемпионате в финале из-за проблем с машиной я занял то ли 22-е, то ли 18-е место. В 2011-м стал чемпионом ]России и сейчас стараюсь защитить этот титул.
А кольцо — это совершенно другой уровень, следующий шаг. Там машины лучше подготовлены технически, больше требуется от гонщика, выше уровень технической команды гонщика. Если в кроссе мы можем втроём подготовить машину и выиграть чемпионат, то в кольце нужно больше усилий и специалистов. И это престижнее. Для меня это не просто времяпровождение, но как мечта — и зарабатывать этим себе на жизнь. И с этой точки зрения кольцо для меня лучше тем, что я там развиваюсь, поднимаю свой уровень.
- Отдалённые амбиции у вас какие?
- В принципе любой хочет стать чемпионом мира. Но даже выступать на таком уровне — уже прогресс, я считаю. Было бы неплохо проехать где-то в европейском чемпионате, например. - Просто есть пример омского гонщика Эдуарда Леганова, который выступал в Европе в середине 2000-х. А что в принципе нужно для того, чтобы заявиться там и поучаствовать? Я слышал о его опыте, какие люди с ним работали. Если подходить с этой точки зрения, то не нужно ничего кроме денег. Даже в «Формулу-1» можно придти, собрав для команды достаточный бюджет. Но я всё-таки стараюсь подходить по-другому. Я для себя давно решил, что не хочу просто выступать, а бороться за победы. А если бы у меня не было никаких возможностей и ничего не получалось, просто участвовать, чтобы приезжать последним, я бы не стал. Поэтому любое выступление в Европе, если меня пригласит какая-то команда, я представляю как интересную возможность. А просто заплатить деньги и ездить в середине или ближе к концу особого смысла нет. Есть разные люди. Кому-то нравится сам факт его участия в европейских гонках. А мне трудно себя обмануть, сказать, что я молодец, если я там приезжаю, допустим, 28-м. Лучше я ещё раз стану чемпионом России, а потом это откроет мне другую дорогу. Если же нет — значит нет.
«Выступаю за «Лукойл»
- В чём вы хотите выступать на международном уровне и добиться успехов?
- В кольцевых гонках. Чемпионат мира по ним проводится по всему миру. Есть его этапы в Европе, а есть и в США, других странах Америки, в Азии. Всего 12 этапов. Во всех обязательно участвовать.
- На какой машине вы ездите в кольцевых гонках?


- Это «Форд Фиеста». Она большую часть времени находится в Москве в расположении моей команды «Lukoil Racing Team», её привозят мне уже на этапы чемпионата. Это серьёзная команда, неоднократный чемпион России. Я в ней выступаю два с половиной года. Там отдельная история, как я к ней присоединился, но в принципе это произошло после того, как я показал себя на различных российских соревнованиях. Первое знакомство с этой командой состоялось в Красноярске, где проходил «Кубок «Лады», там ездили «Калины». И параллельно там был этап чемпионата России по кольцевым гонкам. Там я выиграл... и завязался диалог.
По сути-то я не так давно занимаюсь гонками — с 2008 года только - и то, что я уже назвал — это все мои успехи.
- Получается, прогресс выдающийся. Не каждый гонщик может так быстро расти. Сейчас у вас есть уважаемые гонщики, у которых вам нравится то, как они ведут борьбу?
- Я бы не сказал, что у меня есть кумиры. Фанатеть, следить полностью за жизнью кумиров скорее можно в детстве. Меня интересует гоночная сторона. Могу назвать многих гонщиков «Формулы-1», я слежу за их чемпионатом, мне интересно. Как ведут себя люди в тяжёлых ситуациях, как ищут выход. Там быстро ехать могут все. Других там не держат. Но кто-то выигрывает, а кто-то нет. Я стараюсь понять, что они делают для победы. К тому же ведь эти гонки и показывают очень подробно, с разных камер. Для примера могу назвать Фернандо Алонсо, Дженсона Баттона, Себастьяна Феттеля. Мне нравится именно их подход к работе. Я не болею за какую-то конкретную команду там, дело не в этом. Дело в людях, которые могут бороться до конца и борются, и неважно, какая у них машина. А есть люди, которые могут бороться только на лучшей машине. И именно те гонщики, которые извлекают максимум из сложившейся ситуации, при этом неважно какими они едут - восьмым, шестым или первым, отдавая все свои усилия, мне нравятся.
Я сам стараюсь не бросать, если у меня что-то не получается, не нервничать. У меня бывали проблемы, но я в любом случае старался доезжать до финиша. Бороться до конца. Гонка заканчивается только после финишного флага. Значит, задача участника — увидеть этот флаг и финишировать на максимально возможной высокой позиции. Конечно, приятно выигрывать, но не каждый раз это возможно. Люди не роботы, ошибки и психология — это всё играет роль. Надо стараться совершенствоваться и извлекать максимум из ситуации.
На гоночной машине вне трассы лучше не ездить
- Вы сами участвуете в подготовке машины для автокросса. Насколько сложен этот процесс?
- Для меня не очень, потому что я в детстве и в картинге этим занимался, начал постигать это там. Иногда просто физически не хватает времени на всё. А техническая сторона сама по себе мне хорошо знакома.
- В этом году в обеих дисциплинах случались неполадки, мешавшие получше выступить?
- Проблемы были. Если брать кросс, то на одном этапе я занял третье место. Тогда были проблемы с топливом. Стоял стандартный бак и временами в нём не хватало давления. Сейчас он у меня уже спортивный, небольшой, там специальная пена, нет при поворотах и перегрузках на машину колебания топлива, воздух не попадает в бак.
- Чаще всего гоночную машину перегнать своим ходом к месту соревнований невозможно?
- Есть люди, которые так перегоняют, но это нежелательно. У машины ведь форсированный мотор, так что, например, и по городу ездить на ней не стоит.
- Даже на небольшой скорости?
- На небольшой скорости на ней, кстати, очень трудно ехать. По сути невозможно. Очень жёсткая подвеска и мотор, работающий на 4000 оборотах... Вообще мы возим машину к месту проведения соревнований на прицепе.
- Автоспорт — дисциплина затратная. Вы больше тратите здесь свои деньги или смогли привлечь каких-то спонсоров?
- Привлечь спонсоров трудно не только в Омске, но и вообще в России. В автокроссе мы ездим за свой счёт. А в кольцевых гонках поддержка со стороны команды всё равно есть.
- Есть мнение, что как минимум последние года четыре в Омске в автоспорте не то что упадок, но явно затишье по сравнению с началом 2000-х годов, когда здесь было и много соревнований, и омские гонщики «гремели» и там, и тут. Согласитесь с этим?
Соглашусь, хотя в то время я ничего не понимал в ситуации. Сейчас прироста количества спортсменов по сути нет. Те, кто в 2000-х годах успешно выступал на высоком уровне, продолжают гонять, но прежний уровень им поддерживать достаточно трудно. А новых лидеров не появляется. Даже на уровне спортивных школ все любят хоккей, а автоспорт не слишком в почёте. По сути уже нет детского картинга и из-за этого — и чего-то дальше. То есть какие-то соревнования по картингу есть, но там с каждым годом всё меньше участников. Когда я выступал, там конкуренция была намного серьёзнее.
Как говорят с юмором - «Если у вас есть много денег и свободного времени, займитесь картингом. И тогда не будет ни того, ни другого». Есть школы, секции, где занимаются картингом, но материальной базы у них почти нет. К тому же мы находимся далеко от мест, где проводятся наиболее серьёзные соревнования — того же Урала.
Ну и число соревнований для взрослых гонках на больших машинах у нас уменьшается. Энтузиазм у людей, организующих их, заканчивается и они перестают этим заниматься.

Tags: автоспорт, спорт
Subscribe

promo kirill2490 december 5, 2012 02:07 9
Buy for 20 tokens
Искал на "Ю-Тубе" "Контору братьев Дивановых", а наткнулся ещё и на данный коллектив из того же вуза (НГУ). Очень повеселился.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments